Неузаконенные рекомендации БелНИИТ «Транстехника» по нормам расхода топлива и формальное их толкование МНС

23 июля 2019

МНС разъяснило порядок применения норм расхода топлива БелНИИТ «Транстехника» для исчисления налога на прибыль, в результате чего официальное толкование понятия «установлено в соответствии с законодательством» вошло в конфликт со сложившейся правоприменительной практикой, существующей как минимум с 2016 г. Это может привести к значительным материальным убыткам субъектов хозяйствования.

Суть конфликта в следующем:

С 01.01.2019 налоговое законодательство прямо закрепляет порядок списания на затраты топлива для механических транспортных средств, если отсутствуют нормы, установленные в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК). В частности:

  • применяются нормы расхода завода-изготовителя;
  • при отсутствии норм завода-изготовителя нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения норм нормативным правовым актом в установленном порядке, если иное не установлено законодательством.

В настоящее время действуют два постановления Минтранса с нормами расхода топлива для автомобилей:

  • от 06.01.2012 № 3 (с обязательными нормами, зарегистрировано в НРПА, последние изменения от 20.01.2016);
  • от 20.01.2016 № 1 (с рекомендуемыми нормами, постановление не зарегистрировано в НРПА).

Но указанные постановления не содержат подобных норм, например, для новых автомобилей. В таком случае субъекты хозяйствования должны применять нормы завода-изготовителя или нормы, установленные руководителем организации (или индивидуальным предпринимателем) не более 6 месяцев (п. 7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

Более трех лет Минтранс не устанавливал новые нормы: ни рекомендуемые, ни обязательные.

Поскольку для новых автомобилей норм, утвержденных Минтрансом нет, а срок действия временных норм ограничен, субъекты хозяйствования в соответствии с письмом Минтранса от 07.03.2014 № 09-02-05/2032 должны обращаться в БелНИИТ «Транстехника» за разработкой норм на новые автомобили. Нормы, которые разрабатывает «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций и направляет их заказчикам в качестве рекомендуемых норм, прямо не поименованы в Инструкции № 141. Однако на протяжении многих лет сложилась практика считать такие нормы, как установленные в соответствии с законодательством.

В связи со сложившейся ситуацией Ассоциация налогоплательщиков обратилась в МНС с рядом вопросов, одним из которых был следующий: «Являются ли установленными в соответствии с законодательством рекомендуемые нормы расхода топлива, разработанные РУП БелНИИТ «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций?»

МНС в письме от 19.07.2019 № 2-2-10/Ас-01131 разъяснило, что «если нормы расхода топлива, разработанные Республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (далее – БелНИИТ «Транстехника»), не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс), они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными. Согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действовавшей до 01.01.2019, при налогообложении не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. Таким образом, и до 2019 г. расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении».

Другими словами, государственный орган не берет в расчет тот факт, что рекомендации БелНИИТ «Транстехника» осуществлялись в соответствии с порядком, установленным законодательством, а акцентирует внимание только на юридической силе данных рекомендаций.

Согласно подобной трактовке, большинству субъектов хозяйствования придется пересчитать уплаченные за предыдущие годы налоги.

 

Источник: GB.BY

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.