В Беларуси важно выработать общие подходы по привлечению к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица, признанного банкротом. Такое мнение высказал заместитель председателя Верховного суда Беларуси, председатель судебной коллегии по экономическим делам Василий Демидович, который принял участие в расширенном совещании в ВС, сообщили в пресс-службе суда.
По словам Василия Демидовича, важно определить прежде всего стратегические направления правоприменительной практики в целом после вступления в силу подпункта 5.6. декрета № 7 "О развитии предпринимательства", который кардинально меняет условия привлечения к субсидиарной ответственности. Важно выработать общие подходы и алгоритмы действий. Этот подпункт стал одной из самых ожидаемых в деловом сообществе новаций. Речь идет о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам банкрота только в случае, если причиной его экономической несостоятельности стали виновные (умышленные) действия.
На встрече участники обсудили несколько актуальных вопросов. Один из них касался возникшей в юридическом сообществе дискуссии о том, исключает ли подпункт 5.6 основание привлечения к субсидиарной ответственности за неподачу должником заявления о банкротстве. Одни полагают, что, поскольку изменения в действующий закон об экономической несостоятельности (банкротстве), в соответствии с которым такое основание предусмотрено, не внесены, следует руководствоваться этой действующей нормой. Другие считают, что декрет № 7 установил универсальное правило привлечения к субсидиарной ответственности, в соответствии с которым таковая за неподачу должником заявления о банкротстве исчезает автоматически.
Ранее суды исходили из того, что субсидиарную ответственность по закону о банкротстве влекли не только действия виновного лица, но и его бездействие или некие неосмотрительные действия. Во всех случаях экономические суды исследовали причинно-следственную связь между неисполнением ответчиком своих обязанностей в отношении юридического лица и наступившими последствиями в виде признания его банкротом. В соответствии с декретом субсидиарная ответственность будет возникать только тогда, когда экономическая несостоятельность (банкротство) юрлица вызвана виновными (умышленными) действиями. Каким образом будет применяться судами эта новелла и определяться виновные умышленные действия, покажет судебная практика. Но сегодня важно услышать позицию всех заинтересованных.
Не менее важный вопрос на обсуждении касался определения перечня субъектов субсидиарной ответственности. Сейчас они четко определены в декрете № 7 – это собственник, учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юрлица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия.
В ходе совещания также обсудили возможность применения обратной силы подпункта 5.6 декрета № 7. Единой позиции сегодня не выработано в силу разных, порой полярных мнений по этому вопросу.
Подводя итоги, участники пришли к выводу, что выработать общие алгоритмы действий по применению новелл декрета № 7 необходимо в самое ближайшее время. В том числе следует учесть и влияние его новелл на новый законопроект "О несостоятельности и банкротстве", находящийся на этапе подготовки к первому чтению в Палате представителей.
В совещании приняли участие судьи экономической коллегии Верховного суда и экономических судов областей (в режиме видео-конференц-связи), представители Администрации Президента, Генпрокуратуры, Национального центра законодательства и правовых исследований, Минэкономики, Министерства по налогам и сборам, Департамента финансовых расследований КГК и Республиканской коллегии адвокатов.
Источник: БелТА