Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» принят Палатой представителей 27 июня 2018 года, одобрен Советом Республики 29 июня 2018 год и подписан Президентом Республики Беларусь 17 июля 2018 года.
На момент издания в 2000 году Закон «О нормативных правовых актах» являлся во многом прогрессивным и инновационным. Но время неумолимо движется вперед, и за 18 лет его существования появились новые подходы, наработалась практика применения, возникли интересные предложения. Последние изменения в документ вносились в 2009 году. Аналогичные законы были приняты в Таджикистане, Узбекистане, Молдове, Армении, Азербайджане и Кыргызстане.
В новом Законе «О нормативных правовых актах» было реализовано несколько следующих важных новаций.
В частности, предусмотрены механизмы, направленные на расширение участия граждан и юридических лиц в нормотворческом процессе. В законодательстве закреплены институты публичного обсуждения, прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов (которое включает оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности) и правового мониторинга, а также предусмотрены иные положения, направленные на улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно статье 7 Закона организатор публичного обсуждения может вынести проект нормативного правового акта на публичное (общественное или профессиональное) обсуждение на Правовом форуме Беларуси, а также путем парламентских слушаний, в средствах массовой информации либо иными способами, не противоречащими законодательству. Информация о проведении публичного обсуждения проекта нормативного правового акта размещается на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и в средствах массовой информации и (или) на информационных интернет-ресурсах, определенных организатором публичного обсуждения, а также на официальных сайтах государственных органов.
В Закон включены предписания, предусматривающие необходимость оценки проектов нормативных правовых актов при проведении обязательной юридической экспертизы на предмет соответствия как международным договорам, так и иным международно-правовым актам, в том числе требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь.
Закреплена процедура подготовки технических нормативных правовых актов, даны определение их видов и юридической силы. Закон устраняет пробелы в правовом регулировании порядка подготовки, экспертизы и согласования технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации.
Предусмотрено научное сопровождение нормотворческой деятельности, привлечение ученых к разработке проектов актов, в том числе при проведении экспертиз.
Определены подходы по реализации пакетного принципа подготовки проектов актов. Закреплены в качестве принципа нормотворческой деятельности требование системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, которое обеспечивается в том числе подготовкой и принятием (изданием) пакета нормативных правовых актов, направленных на системное и комплексное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений, обеспечивающих реализацию нового нормативного правового акта.
Установлено требование о соответствии принимаемых нормативных правовых актов целям устойчивого развития, содержащимся в международно-правовых актах и правовых актах программного характера. Такая информация должна быть включена в обоснование необходимости принятия (издания) акта.
Также в Законе имеются и другие новации, направленные на повышение качества законодательства и эффективности взаимодействия всех участников нормотворческого процесса в Республике Беларусь.
В целом можно констатировать, что новый закон внес в нормотворческий процесс продиктованные временем коррективы, которые позволят его значительно обновить и оптимизировать.
Источник: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь