Евразийская экономическая комиссия предлагает усовершенствовать правила определения происхождения товаров, импортируемых из третьих стран. Об этом было заявлено на заседании консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и Делового совета Евразийского экономического союза, сообщили в пресс-службе ЕЭК.
В работе совета приняли участие члены Коллегии ЕЭК во главе с Тиграном Саркисяном, президент делового совета ЕАЭС Виктор Христенко и главы бизнес-ассоциаций стран союза, представители крупного и малого бизнеса государств – членов ЕАЭС.
Члены Делового совета ЕАЭС и представители бизнеса обсудили предложения ЕЭК по утверждению новых правил определения происхождения товаров, импортируемых из третьих стран. Как отметила министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина, обновление ныне действующих правил предусмотрено договором о Евразийском экономическом союзе и приобретает особенную актуальность в связи с вступлением в действие в начале 2018 года нового Таможенного кодекса ЕАЭС. В частности, министр ЕЭК обратила особое внимание участников заседания на введение такого понятия, как "остаточные критерии происхождения". Они позволят в сложных ситуациях определить страну происхождения импортируемого товара и избежать возможных дополнительных таможенных обременений для участников внешнеэкономической деятельности.
Вероника Никишина отметила, что сейчас в ситуации, когда товар произведен в одной стране из комплектующих, изготовленных в другой стране или странах, предлагается использовать базовый критерий – смену тарифной классификации. При этом достаточным уровнем переработки можно считать изменения в товарной классификации импортируемой продукции на уровне первых четырех знаков ТН ВЭД. Если же такая смена не происходит, то страна происхождения оказывается "неизвестной" для целей таможенного регулирования союза. Такая правовая неопределенность может привести к негативным последствиям после вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС. В отношении вполне добросовестных поставщиков товаров с "неизвестной" страной происхождения на основании статьи 314 могут быть применены нетарифные меры или антидемпинговые пошлины, которые установлены в отношении аналогичных товаров. В результате импортеры и потребители соответствующей продукции могут понести дополнительные финансовые издержки из-за несовершенства законодательства.
Оптимальным выходом из этой ситуации станет введение "остаточных критериев происхождения", что позволит избежать дополнительных обременений. Главная цель "остаточных критериев" – обеспечить возможность определить и заявить действительную страну происхождения товара, если основной критерий не выполняется, использовав принцип наибольшей стоимости компонентов или определяя по стране происхождения первоначального материала, даже в том случае, если технологические операции на предприятии конечного производителя не приводят к смене первых четырех знаков ТН ВЭД (упаковка или расфасовка, конечная обработка изделий).
В ЕЭК уверены, что это не приведет к усложнению существующей процедуры подтверждения происхождения товаров. Импортеры по-прежнему смогут выбрать приемлемый для себя вариант – предоставление декларации о происхождении товаров или сертификата происхождения товаров. "Такой подход соответствует лучшим международным практикам", – отметила министр ЕЭК.
Источник: БелТА