Выступая в 2018 году с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, Глава государства отметил необходимость продолжения осуществления работы по строительству цифровой экономики и подчеркнул, что с принятием Декрета «О цифровой экономики» Республика Беларусь по некоторым законодательным позициям стала в один ряд с самыми передовыми странами.
Именно на развитие этих законодательных новелл, закрепление их в «экономической конституции» страны – Гражданском кодексе Республики Беларусь, внедрение в экономику государства иных институтов гражданского права, эффективно используемых в иностранных юрисдикциях, была направлена разработка проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов Республики Беларусь» (далее – Законопроект) (пункт 11 плана подготовки законопроектов на 2018 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2018 г. № 9). Помимо необходимости закрепления новых институтов гражданского права, целями подготовки Законопроекта являлись совершенствование норм Гражданского кодекса Республики Беларусь с учетом практики его применения, а также унификация гражданского законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Первоначально подготовленный Законопроект назывался «Об изменении Гражданского кодекса Республики Беларусь», однако в связи с тем, что в ходе подготовки проекта потребовалось внести изменения также в Банковский кодекс Республики Беларусь, название Законопроекта было изменено на: «Об изменении кодексов Республики Беларусь».
Следует отметить, что в Российской Федерации подготовке аналогичного проекта предшествовала масштабная работа (научно-теоретическая, эмпирическая, правоприменительная) ведущих ученых-цивилистов по реформированию гражданского законодательства, начало которой было положено принятием Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и предварялось разработкой Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.).
Вместе с тем в условиях необходимости устранения разрыва в правовом регулировании гражданских отношений с государствами-партнерами Республики Беларусь по ЕАЭС, скорейшего полноценного внедрения новых институтов гражданского права, создания правовых условий для ведения инновационного бизнеса были определены достаточно сжатые сроки разработки Законопроекта (срок подготовки – декабрь 2018 года, срок внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь – июль 2019 года).
Конечно же, сжатые сроки подготовки Законопроекта несколько подкорректировали работу над столь сложными и важными общественными отношениями. Вместе с тем Законопроект все же был вынесен на общественное обсуждение и рассмотрен научным сообществом. Следует учитывать, что реформирование гражданского законодательства в Республике Беларусь началось в несколько иных условиях, чем в других государствах. Так, при подготовке Законопроекта во многом учитывался уже имеющийся опыт иных государств – членов ЕАЭС, и прежде всего Российской Федерации, новации в Гражданском кодексе которой по многим институтам не только приняты, но и прошли определенную апробацию на практике. Кроме того, ряд новых институтов гражданского права был введен Декретом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (договор конвертируемого займа, опционный договор, соглашение о предоставлении опциона, соглашение о возмещении имущественных потерь и др.). Несмотря на то, что Декрет вступил в силу только 28 марта 2018 года и предоставил право использовать новые институты ограниченному кругу субъектов – резидентам Парка высоких технологий и их контрагентам, в Республике Беларусь начинает формироваться практика их применения, что позволит при дальнейшей доработке Законопроекта устранить спорные моменты и вскрывшиеся пробелы в правовом регулировании.
Следует отметить, что к подготовке Законопроекта был привлечен достаточно широкий круг заинтересованных лиц. Так, предварительно предложения по корректировке Гражданского кодекса Республики Беларусь были запрошены более чем у 70 государственных органов и иных организаций, в числе которых были научные организации, бизнес-союзы, коллегии адвокатов, Белорусская нотариальная палата, отдельные субъекты хозяйствования. Представители научного сообщества, адвокатуры, нотариата, юридической общественности и бизнеса вошли также в состав рабочей группы по подготовке Законопроекта. Таким образом, при работе над Законопроектом была обеспечена проработка всех поступивших предложений как с научной, так и с практической точки зрения. Кроме того, в декабре 2018 года отдельные корректировки ГК были рассмотрены на заседании Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь, который подчеркнул их актуальность, обусловленную происходящими в Республике Беларусь важными экономическими и социальными преобразованиями.
Источник:Национальный центр правовой информации Республики Беларуcь