Указ № 143: меры, касающиеся госзакупок

08 мая 2020

24 апреля 2020 г. был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).

Указ № 143 предусматривает в т.ч. меры, касающиеся минимизации рисков при заключении, исполнении и расторжении договоров, заключенных по результатам процедур госзакупок. В частности, они касаются следующего.

1.. Закупка товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности из одного источника вследствие расторжения договоров госзакупки.

Такая возможность есть при одновременном наличии следующих условий:

– основанием расторжения договора госзакупки послужило его неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

– закупаемые товары (работы, услуги) включены в перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности (данный перечень содержится в приложении 4 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395);

– товары (работы, услуги) закупаются в объеме (количестве), необходимом для обеспечения потребности заказчика в течение 2 месяцев

 

2. Основания включения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (далее ‒ список).

По общему правилу в список включаются, в частности, юридические и физические лица, в т.ч. ИП, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договоры (п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»; далее – Закон о госзакупках). Включение в список осуществляет МАРТ на основании информации, поданной заказчиком (организатором).

Указ № 143 содержит исключение из данного правила. Так, частью второй п. 13 Указа № 143 предусмотрено, что включение в список не производится в случае, если договор госзакупки расторгнут в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в следующих случаях:

1) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует:

– БелТПП в установленном ею порядке;

– уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель).

БелТПП разъяснила, как получить заключение о форс-мажоре при расторжении договора госзакупки. Председателем БелТПП утвержден Порядок свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы при расторжении договора госзакупки (далее – Порядок).

Для получения заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы по договору госзакупки (далее – заключение) поставщик, подрядчик, исполнитель (далее – заявитель) должен обратиться в БелТПП с заявлением, в котором должны быть указаны:

– наименование, дата, номер и стороны договора;

– порядок и сроки исполнения сторонами обязательств по договору;

– обязательства, которые заявитель не исполнил либо исполнил ненадлежащим образом;

– обстоятельства, которые оказали влияние на исполнение заявителем обязательств по договору;

– иная информация, которую заявитель считает необходимым представить в БелТПП для подтверждения наличия обстоятельств непреодолимой силы по договору.

Изложенные в заявлении сведения должны быть подтверждены заверенными копиями соответствующих документов. Документы на иностранном языке должны быть переведены на русский либо белорусский язык. БелТПП выдает заключение либо информирует заявителя об отказе в выдаче заключения в течение одного рабочего дня. За рассмотрение заявления и выдачу заключения плата не взимается.

 

Справочно: если заявление было направлено на электронную почту БелТПП mbox@cci.by и по нему принято решение о выдаче заключения, то заявитель в последующем должен представить оригиналы заявления и прилагаемых к нему документов.

 

Порядок действует с 26 апреля 2020 г. до принятия особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143);

 

2) в связи с изменением курса валют более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату:

– подачи предложения участником-победителем;

– проведения торгов – в случае проведения электронного аукциона;

– заключения договора – в случае проведения процедуры закупки из одного источника.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан обосновать влияние изменения курса валют на возможность исполнения им договора госзакупки (часть третья п. 13 Указа № 143).

 

3. Установление специального порядка проведения госзакупок.

Государственные закупки осуществляются с применением специального порядка в случае его установления Советом Министров Республики Беларусь (часть четвертая п. 13 Указа № 143).

Ольга Орлова, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!