Ситуация
Организатор хочет провести публичное мероприятие. Цель мероприятия – сравнить различные образцы продукции производителей – юридических лиц, выявить лучшие из них, наградить победителей. Участие в мероприятии – платное, а результаты сравнения станут публичной информацией.
В связи с проведением такого мероприятия у организатора возник ряд правовых вопросов:
1) не будет ли такое мероприятие нарушать нормы Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), где сказано, что не допускается сравнение двух конкурентных торговых марок или производителей?
2) можно ли сравнивать представленные образцы продукции с образцами продукции, производители которых не дали согласия на участие в мероприятии?
В данном случае, добровольно соглашаясь на участие в мероприятии, производители имеют целью сделать рекламу своему продукту. Реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона о рекламе).
В то же время, данное мероприятие не подпадает под определение рекламной акции или рекламной игры. Это обусловлено тем, что принять участие в рекламных акциях или играх могут исключительно физические лица (абз. 7 п. 2 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51).
В данном случае имеет место быть публичный конкурс, правовое регулирование которого осуществляется гл. 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).
Признаками публичного конкурса являются (ст. 927 ГК):
– публичное объявление о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды;
– выявление лучшей выполненной работы или достижение иного результата;
– установлены условия конкурса;
– установлен порядок определения победителя;
– конкурс направлен на достижение общественно полезных целей.
Самое важное, на что следует обратить внимание – участие в конкурсе добровольно.
Таким образом, для корректного сравнения двух конкурентных торговых марок или производителей участники конкурса должны быть ознакомлены с данной опцией до подачи заявки на участие в конкурсе. Наиболее подходящим представляется вариант с созданием и последующим размещением Положения о проведении конкурса. В таком Положении необходимо отразить общественно полезную цель проводимого мероприятия, все условия конкурса, в т.ч. порядок и критерии оценки, вид награды. Составленное Положение необходимо разместить в доступном месте на официальном сайте организатора мероприятия и считать данное Положение публичной офертой к участию в конкурсе.
В то же время необходимо отметить, что принудительное участие в конкурсе торговых марок, не пожелавших принять участие в конкурсе путем прямого волеизъявления, не допускается законодательством.
Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, директор ООО «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов
Марина Кобринец, юрист