Когда публичный конкурс, а когда рекламная игра

28 мая 2020

Ситуация

Организатор хочет провести публичное мероприятие. Цель мероприятия – сравнить различные образцы продукции производителей – юридических лиц, выявить лучшие из них, наградить победителей. Участие в мероприятии – платное, а результаты сравнения станут публичной информацией.

В связи с проведением такого мероприятия у организатора возник ряд правовых вопросов:

1) не будет ли такое мероприятие нарушать нормы Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), где сказано, что не допускается сравнение двух конкурентных торговых марок или производителей?

2) можно ли сравнивать представленные образцы продукции с образцами продукции, производители которых не дали согласия на участие в мероприятии?

 

В данном случае, добровольно соглашаясь на участие в мероприятии, производители имеют целью сделать рекламу своему продукту. Реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона о рекламе).

В то же время, данное мероприятие не подпадает под определение рекламной акции или рекламной игры. Это обусловлено тем, что принять участие в рекламных акциях или играх могут исключительно физические лица (абз. 7 п. 2 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51).

В данном случае имеет место быть публичный конкурс, правовое регулирование которого осуществляется гл. 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).

Признаками публичного конкурса являются (ст. 927 ГК):

– публичное объявление о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды;

– выявление лучшей выполненной работы или достижение иного результата;

– установлены условия конкурса;

– установлен порядок определения победителя;

– конкурс направлен на достижение общественно полезных целей.

Самое важное, на что следует обратить внимание – участие в конкурсе добровольно.

Таким образом, для корректного сравнения двух конкурентных торговых марок или производителей участники конкурса должны быть ознакомлены с данной опцией до подачи заявки на участие в конкурсе. Наиболее подходящим представляется вариант с созданием и последующим размещением Положения о проведении конкурса. В таком Положении необходимо отразить общественно полезную цель проводимого мероприятия, все условия конкурса, в т.ч. порядок и критерии оценки, вид награды. Составленное Положение необходимо разместить в доступном месте на официальном сайте организатора мероприятия и считать данное Положение публичной офертой к участию в конкурсе.

В то же время необходимо отметить, что принудительное участие в конкурсе торговых марок, не пожелавших принять участие в конкурсе путем прямого волеизъявления, не допускается законодательством.

Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, директор ООО «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов

Марина Кобринец, юрист

Теги: Реклама
Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.