Ситуация
РУП «Б» (резидент) заключило импортный внешнеторговый договор с нерезидентом на изготовление и поставку оборудования. Условия расчета: 30 % – предоплата, 70 % – по факту. Срок поставки – 90 дней с даты поступления предоплаты. РУП «Б» заплатило предоплату в размере 30 %. Нерезидент приступил к изготовлению оборудования. Затем нерезидент уведомил резидента о том, что не успевает изготовить оборудование в установленный договором срок. Резидент обратился в Национальный банк Республики Беларусь и получил разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции. После этого нерезидент опять уведомил резидента, что не успевает. Резидент снова обратился в Национальный банк Республики Беларусь за продлением срока, установленного в разрешении, но получил отказ.
С 2-месячной просрочкой нерезидент все-таки поставил оборудование резиденту. Резидент обратился в банк для оплаты 70 % стоимости оборудования: представил документы о поступлении товара и разрешение Национального банка Республики Беларусь на продление срока завершения внешнеторговой операции. Из представленных документов было видно, что 90-дневный срок, установленный законодательством для завершения импортной внешнеторговой операции и продленный Национальным банком, превышен.
Рассмотрим с позиции валютного законодательства, вправе ли РУП «Б» заплатить нерезиденту оставшиеся 70 % стоимости оборудования.
В данной ситуации сроки действительно превышены, поэтому даже несмотря на то, что они уже один раз продлевались на основании подп. 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», резидент может быть привлечен к административной ответственности по ст. 11.37 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Исходя из анализа пп. 6 и 8 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46), можно сделать вывод о том, что на банки законодательством Республики Беларусь не возложен контроль за соблюдением клиентами сроков завершения внешнеторговых операций.
Случаи отказа банком в проведении валютной операции установлены в п. 28 Инструкции № 46 и ст. 232 Банковского кодекса Республики Беларусь. В нашей ситуации у банка нет оснований для отказа в проведении валютной операции.
В связи с этим резидент вправе перечислить нерезиденту сумму оставшихся 70 % стоимости оборудования, при этом банк не будет уведомлять Комитет государственного контроля Республики Беларусь о нарушении сроков завершения внешнеторговой операции.
Обратите внимание!
Контроль за соблюдением сроков завершения внешнеторговых операций и решение вопросов о применении административной ответственности входят в сферу компетенции органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (подп. 16 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Денис Сафаревич, юрист