Форма подачи жалобы зависит от проводимой процедуры государственной закупки (часть вторая п. 3 ст. 52 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»; далее – Закон):
1) посредством размещения на электронной торговой площадке – в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений. При этом жалоба подписывается электронной цифровой подписью лица, уполномоченного на подачу жалобы. В свою очередь, полномочия на подачу жалобы могут принадлежать:
– руководителю юридического лица, управляющей организации (управляющему), индивидуальному предпринимателю;
– иным лицам, уполномоченным совершать юридически значимые действия от имени участника или иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя.
Таким образом, если жалоба размещается на электронной торговой площадке и подписывается уполномоченным лицом (его электронной цифровой подписью), то одновременно с жалобой на электронной торговой площадке необходимо разместить доверенность, подтверждающую полномочия на подписание и подачу жалобы в МАРТ (письмо МАРТ Республики Беларусь от 09.08.2019 № 14-02-04/2273К «О полномочиях на подачу жалобы»);
2) в письменной форме в МАРТ – в случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника.
В жалобе необходимо указать следующую информацию и приложить необходимые документы, а именно (часть первая п. 3 ст. 52 Закона):
– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), – для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, подающих жалобу, либо их представителя, номер контактного телефона;
– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) – для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства), учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются;
– наименование вида процедуры государственной закупки и ее регистрационный номер, присвоенный государственной информационно-аналитической системой, электронной торговой площадкой, товарной биржей (при наличии), указание источника финансирования государственной закупки;
– указание на нарушаемые обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки права и законные интересы, а также указание на нормы законодательства о государственных закупках, которые нарушены обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями;
– документы и (или) сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений.
При этом необходимо соблюдать сроки обжалования:
– любое лицо вправе обжаловать действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки – до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
– участник процедуры государственной закупки вправе обжаловать действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения, – со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;
– участник процедуры закупки из одного источника вправе подать жалобу на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов – со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.
Однако жалоба может быть не принята либо возвращена лицу, подавшему ее, в следующих случаях:
– она не соответствует установленным требованиям к содержанию;
– она подана по истечении установленных сроков;
– на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки жалоба ранее подана, отозвана, рассматривается или по ней принято решение МАРТ;
– в случае, установленном п. 2 ст. 53 Закона.
Справочно: лицо, подавшее жалобу, а также участники, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы и по неуважительным причинам не принявшие участие в рассмотрении жалобы, не могут впоследствии обращаться в МАРТ с жалобой на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки (п. 2 ст. 53 Закона).
Лицо, которое подало жалобу, также вправе ее отозвать, но до принятия МАРТ решения по существу жалобы.
Ольга Орлова, юрист