Ситуация
Российская организация (лизингодатель) передала другой российской организации (лизингополучатель) строительное оборудование по договору финансовой аренды (лизинга) от 12.05.2018, предусматривающему выкуп предмета лизинга.
Российская организация – лизингополучатель осуществляет строительную деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и состоит на учете в налоговом органе Республики Беларусь. Предмет лизинга в 2019 г. распоряжением российской организации – лизингополучателя был передан своему постоянному представительству на территории Республики Беларусь для работы на строительном объекте на территории Республики Беларусь.
Внутрихозяйственным извещением российская организация – лизингополучатель в 2019 г. ежемесячно передавала своему постоянному представительству на территории Республики Беларусь расходы в виде уплаченных лизинговых платежей по вышеуказанному предмету лизинга.
Возникает ли у постоянного представительства российской организации – лизингополучателя обязанность:
– уплатить «ввозной» НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь предмета лизинга;
– исчислить и уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь в соответствии с п. 1 ст. 114 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)?
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в письме от 12.02.2020 № 2-1-10/00303 «Об определении места реализации работ (услуг) для целей НДС» по данной ситуации разъяснило следующее.
Обязанность по уплате «ввозного» НДС при ввозе строительного оборудования на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации у постоянного представительства российской организации не возникает, поскольку техника передается российской головной организацией своему постоянному представительству в пределах одного юридического лица (подп. 3 п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Договор ЕАЭС).
Обложение НДС работ (услуг) производится в том государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом их реализации (п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением 18 к Договору ЕАЭС; далее – Протокол ЕАЭС).
При оказании услуг по передаче (предоставлению) в лизинг движимого имущества, не являющегося транспортным средством, местом реализации услуг признается территория того государства – члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются такие услуги (подп. 4 п. 29 Протокола ЕАЭС).
При этом, как определено частью второй п. 28 Протокола ЕАЭС, налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания определяются в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг). Положения абзаца второго части второй подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК определяют специальный порядок взимания НДС, когда потребитель услуг является постоянным представительством иностранной организации.
В частности, если покупатель работ, услуг является иностранной организацией, а потребителем является ее постоянное представительство, которое осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь, то местом реализации работ, услуг признается территория Республики Беларусь. Данное положение согласно абзацу 11 части третьей подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК применяется в отношении лизинга движимого имущества, за исключением транспортных средств.
В рассматриваемом вопросе фактическим потребителем услуг выступает иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, поскольку строительное оборудование используется в предпринимательской деятельности постоянного представительства, лизинговые платежи учитываются в расходах постоянного представительства и подтверждаются аудиторским заключением иностранного государства.
Справочно: территория Республики Беларусь не признается местом реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, расходы на приобретение которых, понесенные иностранной организацией, отражаются в заключении аудиторской организации иностранного государства и которые потребляются постоянным представительством иностранной организации на территории Республики Беларусь (абзац третий части второй подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК).
В рассматриваемом вопросе данное положение не применяется в отношении лизинга движимого имущества, не являющегося транспортным средством.
Из приведенных норм, а также норм п. 1 ст. 114, подп. 1.1.5 п. 1, подп. 7.4 п. 7 ст. 115 НК следует, что при передаче в лизинг плательщику Республики Беларусь движимого имущества, не являющегося транспортным средством, иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, взимание НДС должно осуществляться в Республике Беларусь, территория которой в данном случае признается местом реализации. Сумму НДС должен исчислять и перечислять в бюджет состоящий на учете в налоговом органе Республики Беларусь плательщик.
Плательщиками для целей применения НК, а также Протокола ЕАЭС признаются в т.ч. иностранные организации, когда они осуществляют деятельность через постоянное представительство в Республике Беларусь (п. 2 Протокола ЕАЭС, подп. 2.2 п. 2 ст. 14 НК). Так как российская организация – лизингополучатель является налогоплательщиком Российской Федерации и одновременно в части деятельности постоянного представительства плательщиком Республики Беларусь, то ей необходимо учитывать условия предпринимательской деятельности организаций, осуществляющих деятельность на территории другого государства и состоящих в связи с этим на учете в налоговом органе другого государства. При этом для целей определения места реализации не имеет значения порядок расчетов за предоставленное в лизинг движимое имущество.
Таким образом, у постоянного представительства российской организации – лизингополучателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет Республики Беларусь согласно п. 1 ст. 114 НК по оборотам по передаче в лизинг лизингодателем – российской организацией, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, строительной техники, использованной для работы на строительном объекте на территории Республики Беларусь.
Налоговая база НДС при приобретении услуг по договору финансовой аренды (лизинга) определяется согласно абзацу третьему подп. 7.4 п. 7 ст. 115 НК, т.е. как разница между суммой лизинговых платежей, переданной в виде расходов в Республику Беларусь для учета постоянным представительством в целях налогообложения прибыли, и суммой инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга.
По информации официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь