Ситуация
В организацию поступило электронное обращение посредством заполнения заявителем формы на официальном сайте. Ответ на обращение был направлен по адресу электронной почты, указанному в обращении. По прошествии времени выяснилось, что ответ на обращение заявителем не был получен в связи с тем, что им был указан неверный адрес электронной почты. Уведомление о недоставке электронного письма организации не поступало. Рассмотрим, считается ли обращение гражданина рассмотренным. Нужно ли направлять письменный ответ, учитывая, что срок рассмотрения обращения в таком случае будет нарушен?
Электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»; далее – Закон).
Электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 25 Закона.
Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы (п. 1 ст. 14 Закона).
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью второй п. 5 ст. 25 Закона. Так, на электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:
- заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
- в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).
В рассматриваемом случае ответ на обращение направлен на адрес электронной почты, указанный в обращении. При этом в обращении не содержалось просьбы направить заявителю письменный ответ. Сведений о том, что ответ на обращение по техническим причинам невозможно доставить на указанный в обращении адрес электронный почты, организации не поступало. Кроме того, ответ на обращение не был доставлен не по техническим причинам, а вследствие указания заявителем неверного адреса электронной почты. Следовательно, у организации отсутствовали и в настоящее время отсутствуют основания направлять заявителю письменный ответ на обращение. Поскольку ответ на электронное обращение был направлен на адрес электронной почты, указанный в обращении, данное обращение считается рассмотренным по существу.
Вместе с тем в целях обеспечения получения заявителем ответа на обращение целесообразно предложить заявителю направить в организацию новое обращение с просьбой направить письменный ответ на ранее направленное электронное обращение. Указанный письменный ответ может быть направлен заявителю на основании нового обращения.
Елена Гадлевская, юрист