При заключении внешнеэкономических контрактов сторонам необходимо предусматривать в контракте выгодное для себя применимое право и суд, рассматривающий споры. Стороны вправе избрать применимое право как в целом для контракта, так и для отдельных его частей. Выбор применимого права в каждом случае осуществляется индивидуально. Если этого не сделать, право и суд будут определяться коллизионным и процессуальным законодательством.
Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь.
В случае невозможности определить право, подлежащее применению судом, применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми отношениями, осложненными иностранным элементом. Подробнее об этом указано в ст. 1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).
Таким образом, при отсутствии в соглашении сторон о выборе применимого права, судом может быть осуществлен выбор права самостоятельно. В результате может быть применено право не той страны, которое стороны подразумевали при заключении контракта, либо право, ставящее заинтересованную сторону в невыгодное положение. В разных странах по-разному исчисляется исковая давность, определяются требования к качеству товара и работ, особенностям доказывания, санкциям и многое другое.
По данной причине крайне важно на стадии заключения договора оценивать, какие возможные судебные требования могут по нему возникнуть, и исходя из этого выбрать более удобное право применительно к себе.
Что касается суда, споры в случаях нахождения одного из субъектов хозяйствования за территорией Республики Беларусь могут также рассматриваться арбитражным судом. Спор может быть рассмотрен арбитражным судом при наличии согласованного пункта в контракте или заключенного соглашения между сторонами. Спор рассматривается в арбитражном суде в соответствии с его регламентом, национальным законодательством, международными правовыми актами.
Одним из важных преимуществ рассмотрения споров в арбитражном суде является то, что решение арбитражного суда является окончательным и вступает в законную силу с момента его вынесения, т.е. обжалованию не подлежит в отличие от решений государственных судов, которые могут обжаловаться в апелляционном и кассационном порядке месяцами и даже годами.
Размер арбитражного сбора и издержек определяется арбитражным регламентом. При этом, по сравнению с пошлинами в экономические суды, арбитражные сборы не всегда выигрывают. Например, сбор за рассмотрение споров в Международном арбитражном суде (МАС) при БелТПП между субъектами, местонахождение хотя бы одного из которых находится за границей Республики Беларусь, не может быть ниже 700 евро, а по спору между субъектами Республики Беларусь – ниже 50 базовых величин. В экономических судах Республики Беларусь по спорам имущественного характера размер государственной пошлины составляет 25 базовых величин, или около 217 евро. При этом ставка в МАС при БелТПП начинается с 5,5 % и заканчивается 0,4 %. В экономическом суде Республики Беларусь – от 5 % до 1 % от цены требований.
Одним из крайне важным достоинством арбитражных и третейских судов является то, что их решения в отличие от решений государственных судов признаются и приводятся в исполнение в более 140 странах мира, подписавших Конвенцию Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 (заключена в г. Нью-Йорке).
В отличие от арбитражных решений, решения белорусских экономических судов признаются и приводятся в исполнение не везде, а только в тех странах, с которыми подписаны соответствующие соглашения либо действует принцип взаимности. На практике этого часто со многими странами мира у Беларуси нет.
Признание и приведение в исполнение решений международного арбитражного (третейского) суда на территории Республики Беларусь осуществляются экономическими судами. Государственная пошлина составляет всего 10 базовых величин.
Еще одной альтернативой государственным судам наряду с арбитражными являются третейские суды.
Споры, возникающие из внешнеэкономических контрактов, могут быть рассмотрены также третейском судом. Одним из таких судов на территории Республики Беларусь является Третейский суд «Экономические споры» и др. Спор может быть рассмотрен в Третейском суде «Экономические споры» путем согласования пункта при подписании контракта либо путем заключения третейского соглашения.
Одним из важных преимуществ третейских судов над государственными является то, что судей при рассмотрении спора в третейском суде стороны выбирают сами. В государственных судах стороны лишены такого права.
Спор рассматривается в третейском суде быстрее. В экономических судах с учетом обжалования решений спор может рассматриваться год и более. Признание и приведение в исполнение решения третейского суда стоит всего 10 базовых величин.
Таким образом, внешнеэкономические споры разрешаются исходя из условий контракта в соответствии с правом, которое стороны избрали в качестве применимого к существу спора и конкретным судом правомочным разрешать такие споры. При отсутствии установленного сторонами в соглашении сторон применимого права выбор применимого право осуществляется индивидуально, в связи с наиболее тесно связанными гражданско-правовыми отношениями.
Подводя итог, следует порекомендовать сторонам: во избежание в дальнейшем споров о выборе применимого права включать в контракт как обязательное условие о выбранном, применимом к договору праве. При рассмотрении споров с применимым правом Республики Беларусь рекомендуем указывать о рассмотрении споров в третейском суде.
Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов
Дмитрий Вощило, юрист