В каких случаях (не) применяется преференциальная поправка: разъяснил МАРТ

21 июня 2021

Условия применения преференциальной поправки определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).

Так, при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере (часть первая подп. 1.5 п. 1 постановления № 395):

– 15 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

 

Справочно: по состоянию на 15 июня 2021 г. национальный режим в сфере государственных закупок предоставлен только Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации;

 

– 25 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников.

 

Обратите внимание! Преференциальная поправка не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника и биржевых торгов.

 

Кроме того, преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в т.ч. его лотом (частью) (абз. 2 части пятой подп. 1.5 п. 1 постановления № 395). Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) в своем письме от 16.06.2021 № 14-01-10/1505 К «О применении преференциальной поправки в государственных закупках» (далее – письмо МАРТ № 14-01-10/1505 К) пояснило, что данная норма фактически устанавливает, что для применения права на преференциальную поправку участник должен подтвердить страну происхождения всех предлагаемых им в процедуре товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки. При этом если предмет закупки разделен на лоты (части), то решение о применении преференциальной поправки при наличии соответствующего заявления участника принимается по каждому лоту (части) отдельно и соответственно если в лоте (части) на какую-то часть товара отсутствуют документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то к цене предложения такого участника по данному лоту (части) преференциальная поправка не применяется. В то же время в отношении иных лотов (частей) при наличии подтверждающих документов преференциальная поправка применяется.

 

Пример

Если закупаются ложки и вилки, а предмет закупки не разделен на лоты (части), то участнику для применения права на преференциальную поправку необходимо подтверждение страны происхождения как ложек, так и вилок. Если бы в такой ситуации предмет был разделен на отдельные лоты (части), то участник мог бы подтвердить страну происхождения только ложек и по этому лоту (части) воспользоваться правом на преференциальную поправку, а по лоту (части) на вилки участвовать на общих основаниях без заявления о праве на применение преференциальной поправки.

 

Соответственно если участником по предмету государственной закупки или его лоту (части) предлагаются только товары, происходящие из Республики Беларусь и (или) стран, которым предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, то преференциальная поправка применяется. Если же предлагаются товары, в состав которых одновременно входят товары, происходящие из Республики Беларусь и (или) стран, которым предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а также товары, происходящие из иных государств, которым не предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, то преференциальная поправка не применяется.

В связи с этим необходимо учитывать особенности государственных закупок работ (услуг).

Так, в зависимости от того, выделяет ли заказчик расходные материалы (в т.ч. запасные части) как отдельную составляющую предмета государственной закупки или предусматривает положение о том, что стоимость использованных расходных материалов (в т.ч. запасных частей) включается в стоимость работ (услуг), будет определяться и перечень документов, необходимых для подтверждения права на преференциальную поправку.

В частности, в случае если предметом государственной закупки являются непосредственно работы (услуги), а стоимость использованных расходных материалов (запасных частей) включается в стоимость работ (услуг), то достаточно подтверждения права на применение преференциальной поправки только в отношении работ (услуг). В отношении использованных расходных материалов (запасных частей), включаемых в стоимость работ (услуг), представление документов, необходимых для подтверждения права на применение преференциальной поправки, не требуется.

В случае же, если предмет государственной закупки составляют как работы (услуги), так и отдельно товары, например расходные материалы (запасные части), и соответственно цена предложения участника позволяет определить стоимость работ (услуг) и стоимость товаров (расходных материалов (запасных частей)) отдельно, то для применения преференциальной поправки необходимо представить как документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки в отношении работ (услуг), так и документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки в отношении товаров – соответствующих расходных материалов (запасных частей).

МАРТ напоминает: если такие работы (услуги) и товары не являются однородными, то при их объединении в один предмет государственной закупки независимо от его последующего разделения на части (лоты) требуется обоснование технологической и функциональной связи между ними.

Кроме того, преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки одинакового размера (абз. 3 части пятой подп. 1.5 п. 1 постановления № 395). Но необходимо принимать во внимание, что такое неприменение преференциальной поправки означает, что все участники не только заявили одинаковый ее размер, но и представили документы, необходимые для подтверждения права на применение преференциальной поправки. В обратном случае, если заявление о праве на применение преференциальной поправки сделано всеми участниками процедуры государственной закупки, но кто-либо из них не подтвердил право на ее применение, преференциальная поправка применяется, но только в отношении предложений, содержащих соответствующие подтверждающие документы.

В случае же наличия заявлений участников о праве на применение преференциальной поправки разных размеров, например, если из двух участников процедуры запроса ценовых предложений один заявил о праве на применение преференциальной поправки в размере 15 %, а второй – в размере 25 %, то преференциальная поправка применяется в заявленных размерах (15 или 25 % соответственно) при условии ее подтверждения надлежащим образом.

Для электронного аукциона действует иной подход. Даже если все участники процедуры государственной закупки заявили о праве на применение преференциальной поправки в первых разделах своих предложений независимо от ее размера, преференциальная поправка применяется для целей последующего проведения торгов и начальная цена электронного аукциона определяется комиссией по государственным закупкам с учетом максимального размера заявленной участниками преференциальной поправки.

При этом для всех видов процедур государственных закупок, в которых применяется преференциальная поправка, установлен заявительный принцип ее применения, выражающийся в том, что предложение (а при проведении электронного аукциона ‒ первый раздел предложения) должно содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки и документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки (для электронного аукциона такие документы представляются во втором разделе предложения), если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь.

 

Справочно: в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений заявление о праве на применение преференциальной поправки должно быть представлено по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки. При проведении процедуры закупки, сведения о которой составляют государственные секреты, соответствующее заявление необходимо отдельно приложить в составе предложения.

 

При этом обращаем внимание, что применение преференциальной поправки к цене предлагаемых товаров (работ, услуг) является правом участника, которым он может не воспользоваться.

Учитывая изложенное, при отсутствии заявления о праве на применение преференциальной поправки в установленной форме участник будет считаться не заявившим о таком праве и, следовательно, к цене предложения такого участника преференциальная поправка не будет применена даже при представлении подтверждающих документов. Равно как и при наличии заявления, но отсутствии подтверждающих документов преференциальная поправка не применяется. Таким образом, право на фактическое применение преференциальной поправки, в т.ч. для целей абз. 3 части пятой подп. 1.5 п. 1 постановления № 395, в конкретной процедуре государственной закупки имеет только участник, одновременно заявивший о таком праве и представивший подтверждающие документы.

 

По информации официального сайта МАРТ

 

 

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.