Ситуация
Заместитель главного бухгалтера была уволена за прогул в 2018 г. и была принята в другое учреждение на должность бухгалтера.
Рассмотрим, можно ли ее назначить заместителем главного бухгалтера в 2021 г.
Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (далее – дискредитирующие обстоятельства) (п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»; далее – Декрет).
Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение 5 лет после такого увольнения, кроме предусмотренных в п. 8 Декрета, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь (п. 9 Декрета).
Справочно: порядок согласования назначения на руководящие должности определен Положением о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 № 68.
Под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
Справочно: должность служащего «главный бухгалтер» согласно табл. 2 «Перечень наименований должностей служащих и профессий рабочих, распределенных по начальным группам занятий» к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 «Об утверждении Общегосударственного классификатора Республики Беларусь» имеет код категории должности служащего 1, что отнесено к категории «Руководители».
В Единый квалификационный справочник должностей служащих (далее – ЕКСД) не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих, в т.ч. с применением производных наименований должностей «первый заместитель», «заместитель», «ведущий» и «старший», поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей (п. 5 Общих положений ЕКСД, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).
С учетом изложенного должность заместителя главного бухгалтера относится к руководящей должности.
Декрет вступил в силу с 1 января 2015 г. (п. 16 Декрета). Следовательно, нормы права, закрепленные в п. 9 Декрета и устанавливающие порядок назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, также применяются с 1 января 2015 г. Кроме того, Декрет не содержит специальной нормы по вступлению в силу п. 9 Декрета.
В связи с этим к работникам, которые после 1 января 2015 г. претендуют на занятие руководящей должности в организациях государственной и частной форм собственности, предъявляются повышенные требования в части оснований увольнения в течение 5 лет, предшествующих назначению на руководящую должность.
Таким образом, п. 9 Декрета введен особый порядок назначения на руководящую должность в отношении лиц, уволенных за виновные действия, отнесенные Декретом к дискредитирующим обстоятельствам, в т.ч. уволенных до вступления в силу Декрета.
На сновании изложенного после вступления в силу Декрета согласование указанной категории лиц на руководящие должности в организации независимо от формы собственности является обязательным условием назначения на руководящую должность лица, ранее уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, если не истек 5-летний срок с даты такого увольнения.
Назначение лица на должность с нарушением требований, предусмотренных в п. 8 и частях первой и второй п. 9 Декрета, является основанием для увольнения этого лица в связи с нарушением установленных правил приема на работу (п. 10 Декрета).
Кроме того, в п. 12 Декрета предусмотрена дисциплинарная ответственность руководителя организации вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей за нарушение предусмотренного Декретом порядка назначения на должность, выдачу кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик.
Таким образом, Декрет предусматривает ограничения и особый порядок назначения на отдельные руководящие должности, что является оправданным в силу особого статуса таких работников.
В отношении иных категорий работников, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, ограничений (запрета) на трудоустройство (перевод, назначение) законодательством о труде не установлено.
Мария Ковалевич, юрист