Покупатель хочет вернуть товар, приобретенный по акции. Как поступить: принять или отказать?

09 октября 2020

Отдельными продавцами до сведения потребителей доводится информация о невозможности возврата или замене товара, приобретенного во время проведения акции. МАРТ разъяснил, правомерны ли такие заявления продавца и отказ принять товар (надлежащего или ненадлежащего качества).

 

В случае приобретения товара надлежащего качества, в т.ч. в период проведения акции, потребитель вправе возвратить товар надлежащего качества в течение 14 дней с момента его покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, если (ст. 28 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»; далее – Закон):

– товар не был в употреблении;

– товар сохранил свои потребительские свойства;

– имеются доказательства приобретения товара у данного продавца;

– товар не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778 (далее – Перечень; постановление № 778).

 

Обратите внимание! Потребителю необходимо помнить, что его требование об обмене либо возврате качественного товара подлежит удовлетворению с учетом условий приобретения товара (во время акции) и перечисленных условий возврата товара надлежащего качества (не был в употреблении и сохранены его потребительские свойства, не включен в Перечень).

 

Пример

По акции потребителю, который приобретает две пары обуви, предоставляется скидка. Однако одну пару качественной обуви потребитель желает вернуть, а вторую – оставить себе.

Согласно ст. 28 Закона и сути договора купли-продажи продавец выступает добросовестной стороной и, следовательно, при расторжении договора не должен нести убытки.

Таким образом, в случае возврата качественного товара, приобретенного во время акции, потребитель должен вернуть товар по условиям акции, т.е. обе пары обуви. В случае возврата одной пары потребитель должен произвести доплату до полной цены за вторую пару обуви, так как, возвращая одну пару, потребитель отказывается от условий акции.

 

О возврате некачественного товара, приобретенного по акции

В случае приобретения товара ненадлежащего качества, в т.ч. в период проведения акции, потребитель имеет права, предоставленные ему ст. 20 Закона, поэтому отказ продавца в приеме некачественного товара будет являться неправомерным.

Так, в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в т.ч. в период проведения акции, потребитель вправе по своему выбору потребовать (т.е. предъявить требование продавцу) (п. 1 ст. 20 Закона):

– замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

– соразмерного уменьшения покупной цены товара;

– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

– возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Вместо предъявления перечисленных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона (п. 3 ст. 20 Закона).

 

Справочно: при расторжении договора и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы потребителю возмещаются уплаченная за товар денежная сумма, а также разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения (п. 4 ст. 27 Закона).

 

Вместе с тем в отношении некачественного технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель вправе предъявить требования, указанные в подп. 1.1 п. 1 (замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества), п. 3 ст. 20 Закона (расторжение договора розничной купли продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы), в течение 30 дней со дня передачи товара продавцом потребителю (п. 7 ст. 20 Закона).

Такие технически сложные товары определены в Перечне технически сложных товаров, в отношении которых потребитель вправе требовать замены товара или возврата уплаченной за него денежной суммы по истечении 30 дней со дня передачи товара продавцом потребителю при обнаружении существенного недостатка в товаре или нарушении сроков безвозмездного недостатков товара, утвержденного постановлением № 778.

 

Обратите внимание! Необходимо помнить, что в случае возврата потребителем некачественного товара, приобретенного со скидкой (например, во время проведения акции), при расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств, если данная скидка продолжает действовать, потребителю в силу п. 4 ст. 27 Закона возвращается сумма, уплаченная за товар.

 

По информации официального сайта МАРТ

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.