Перевозчик доставил поврежденный груз: как составить акт о несохранности груза

30 мартa 2021

Неправильно составленный акт о несохранности груза лишает добросовестного заказчика права на возмещение убытков. Как составлять акт правильно, разберем в рамках данной статьи.

 

При приемке груза к перевозке перевозчик обязан проверить наличие транспортных документов, количество и качество груза. Если в транспортные документы при приемке груза к перевозке не были внесены соответствующие уточнения (оговорки), то груз считается принятым в надлежащем состоянии и по количеству, указанному в документах. Дальше ответственность за целостность и сохранность несет перевозчик, если иное не предусмотрено договором.

То же самое происходит и при приеме груза грузополучателем после перевозки. Если товар был принят и в транспортных документах нет соответствующей отметки о несохранности груза, то груз считается принятым в надлежащем состоянии.

Важно отметить, что сделать самостоятельно грузополучателю отметку о повреждении груза в товарно-транспортной накладной (ТТН, CMR) недостаточно. При наличии недостатков акт должен составляться и подписываться представителями обоих сторон – грузополучателя и перевозчика. Составляется акт о несохранности груза или акт о разногласиях. Акт составляется в двух экземплярах, а факт составления акта отражается в ТТН, CMR.

Требование составлять акт содержится в п. 102 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970). Согласно им в случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобильной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке по форме согласно приложению 8 к Правилам № 970.

Акт составляется в двух экземплярах, первый передается автомобильному перевозчику вместе с ТТН или CMR, второй – заказчику автомобильной перевозки. Факт составления соответствующего акта должен быть отражен в ТТН или CMR.

Кроме того, автомобильный перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить соответствующих экспертов для установления размера или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также для определения суммы, на которую снизилась стоимость груза. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей автомобильного перевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, соответствующий акт составляется в ее отсутствие и признается действительным (пп. 86, 87 Правил № 970).

Акт о несохранности груза нельзя путать с актом приемки по количеству качеству. Акт приемки по количеству и качеству составляется в случае, когда груз принимается по договору купли-продажи. В этом случае стороны руководствуются Положением о приемке товара по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров от 03.09.2008 № 1290. При договоре перевозки при приемке груза необходимо руководствоваться Правилами № 970.

Акт является очень важным доказательством о несохранности перевозки груза, благодаря которому можно будет в дальнейшем взыскать причиненные убытки с перевозчика.

 

Обратите внимание! В акте должно быть отображено точное количество поврежденного груза, описание повреждений, есть ли доступ к грузу в поврежденных местах, состояние пломбы на контейнере, кузове, грузовых местах, причина несохранной автомобильной перевозки. Иначе взыскать все причиненные убытки будет проблематично.

Также если сохранность товара зависит от температурного режима, рекомендуется при приемке товара измерять температуру в транспортном средстве с фиксацией температуры в акте или ТТН. Также в акте целесообразно указывать все иные обстоятельства перевозки груза, в т.ч. простои, особенности такелажа, упаковки и т.п.

Только так заказчик и грузополучатель смогут себя обезопасить и потребовать возмещения убытков.

 

Рассмотрим на примере из практики

Заказчик международной  перевозки обратился в суд с иском о взыскании с перевозчика убытков, причиненных  повреждением груза. Истец ссылался на несоблюдение существенных условий перевозки груза (температурного режима), что привело к изменению сортности пиломатериала и уменьшению его стоимости.  

Факт наличия недостатков подтверждался отметкой в CMR-накладной и информацией от грузополучателя.  В спецификации и CMR-накладной отметки были сделаны неустановленным лицом, а не водителем.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не был документально подтвержден размер убытков и достоверно доказано причинение перевозчиком убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке груза.  

При приемке груза у грузополучателя не возникло претензий по количеству, весу и объему груза. На момент приемки груза температура в транспортном средстве не измерялась. Акт об обнаружении порчи груза, подписанный водителем перевозчика, составлен не был, а имеющаяся в CMR-накладной запись не позволяет установить точное количество поврежденного груза и правомерность сделанной отметки полномочным представителем грузополучателя. Размер и объем причиненных убытков определялся истцом в одностороннем порядке на основании информации грузополучателя без участия перевозчика и приглашения представителя торгово-промышленной палаты или комиссией, как это предусматривалось условиями договора.[1]

Вот так неправильно составленный акт не дал возможности заказчику получить возмещение убытков.

На практике еще бывают случаи, когда после подписания акта вторая сторона всячески старается уйти от ответственности. Например, ссылается на то, что акт сторона не подписывала и подпись подделана, или на то, что в акте после подписания дописаны пункты без ведома второй стороны. Чтобы избежать этого, можно предусмотреть заранее еще в договоре, что в случае обнаружения недостатков акт будет составляться с участием третьей независимой стороны. Это позволит исключить риски.

 

 

 

 

 

 

 

[1]Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 12.08.2020 по делу № 120-3/2019/37А/787К (http://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/0676a0432c884456.html).

Сергей Белявский, директор юридической фирмы «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов;

Елена Дорошкевич, юрисконсульт ООО «Экономические споры»

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!