Обязательно ли включать антикоррупционную оговорку в договор?

14 сентября 2021

Ситуация

Организация заключает договор на приобретение товарно-материальных ценностей за счет средств республиканского бюджета. Организацию обязали включить в текст договора так называемую антикоррупционную оговорку.

Рассмотрим, есть ли обязанность включать такую оговорку в договор и если да, то каково должно быть ее содержание.

 

Каждая организация должна предпринимать меры по предотвращению проявлений коррупции, предусмотренные ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией), в частности, меры по созданию экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции. Вместе с тем прямых указаний по внесению каких-либо условий в гражданско-правовые договоры нормы Закона о борьбе с коррупцией не устанавливают.

Такое требование отсутствует и в Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который в п. 6 ст. 24 регламентирует содержание договора на государственную закупку.

Гражданское законодательство ставит заключенность договора в зависимость от включения в него существенных условий, к которым относит условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (часть вторая п. 1 ст. 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК). Все остальные условия определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 391 ГК).

Практика включения антикоррупционной оговорки в гражданско-правовые договоры появилась со вступлением в силу решения Минского городского исполнительного комитета от 05.08.2016 № 2204 «О внесении дополнений в примерные формы договоров», которое дополнило антикоррупционной оговоркой примерные формы следующих договоров:

– купли-продажи капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, (за исключением жилых домов и жилых помещений), машино-места, незавершенного законсервированного капитального строения, иного недвижимого имущества, доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, незавершенного незаконсервированного капитального строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), доли в праве общей собственности на незавершенное незаконсервированное капитальное строение, находящегося в собственности города Минска (примерная форма утверждена решением Минского городского исполнительного комитета от 27.12.2012 № 4089; далее – решение № 4089);

– аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в собственности города Минска (примерная форма утверждена решением Минского городского исполнительного комитета от 13.12.2012 № 3845; далее – решение № 3845);

– безвозмездного пользования капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями, машино-местами, их частями, находящимися в собственности города Минска (примерная форма утверждена решением № 3845).

Вместе с тем отметим, что даже в случае заключения указанных договоров использование примерной формы является действием рекомендательным, а не обязательным (п. 1 решения № 4089; п. 1 решения № 3845). Рекомендация адресована коммунальным унитарным предприятиям, государственным учреждениям и другим государственным организациям, выступающим стороной в сделке по распоряжению имуществом, находящимся в собственности города Минска, а также организациям негосударственной формы собственности с долей собственности города Минска в уставных фондах, в т.ч. организациям, в уставном фонде которых доля собственности города Минска составляет менее 50 %, выступающим стороной в сделке по распоряжению имуществом, находящимся в собственности указанных организаций.

Следовательно, даже государственные организации, заключающие сделки по распоряжению коммунальной собственностью, могут не пользоваться утвержденными примерными формами договоров, а значит, самостоятельно решать, включать или не включать в договоры антикоррупционную оговорку.

В организации может действовать локальный акт, регламентирующий в т.ч. и содержание заключаемых договоров, например, порядок проведения закупок. Если такой локальный акт содержит требование о включении в какие-либо договоры антикоррупционной оговорки, то должностные лица данной организации вынуждены подчиняться такому требованию и не могут согласовать и подписать договор без его соблюдения. Но для второй стороны сделки данное требование не является обязательным, поэтому антикоррупционная оговорка включается в договор опять же только при наличии добровольного согласия второй стороны.

Таким образом, включение антикоррупционной оговорки в любой гражданско-правовой договор требует волеизъявления обеих сторон на основании п. 3 ст. 391 ГК.

Юлия Кудрявец, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!