Закупая товары за рубежом, предприниматели должны помнить о необходимости приемки товара по количеству и качеству. Зачастую иностранные партнеры идут навстречу и разрешают осмотреть товары не спеша, уже по прибытии в Республику Беларусь. При этом стороны не учитывают положения действующего законодательства – вернуть уплаченные таможенные платежи получиться не всегда. В случае если товар испорчен или имеет дефекты, при помещении его под процедуру реэкспорта товар должен однозначно идентифицироваться. В противном случае в выигрыше останется только государство.
Приведем пример.
В пункте таможенного оформления под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был помещен товар, принадлежащий ООО «Декларант». Товар перевозился насыпью в вагонах, после успешного таможенного оформления был перемещен к подъездным путям частного предприятия и распломбирован. После осмотра товара специалистом ввиду обнаружения недостатков в товаре на данный товар была заявлена процедура реэкспорта. Таможенные органы отказали ООО «Декларант» в заявленной процедуре, порекомендовав поместить товар под процедуру экспорта.
Не согласившись с действиями таможенных органов, ООО «Декларант» обратилось в суд.
При вынесении решения об отказе в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта таможенные органы руководствовались следующим. Рассматриваемый товар перемещался в железнодорожных вагонах насыпью, вагоны были перемещены из зоны таможенного контроля, целостность пломб как средств идентификации была нарушена.
Суд занял позицию таможенных органов. Невозможность идентификации товара является основанием для отказа в процедуре реэкспорта. При вынесении решения об отказе в удовлетворении требований ООО «Декларант» суд руководствовался нормами п. 1 ст. 125, п. 2 ст. 239, пп. 1, 4 ст. 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) 1.
Таможенная процедура реэкспорта – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со ст. 242 ТК ЕАЭС, а товары ЕАЭС – без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (часть первая ст. 238 ТК ЕАЭС).
Процедура реэкспорта в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории по причине неисполнения условий сделки, в т.ч. по количеству и качеству (ввезенных по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления) возможна при наличии следующих условий (часть вторая ст. 239 ТК ЕАЭС):
1) процедура заявляется в течение 1 года со дня выпуска для внутреннего потребления;
2) представление таможенному органу сведений, подтверждающих нарушение условий сделки, по которой данный товар был ввезен на территорию Союза (можно представить результаты экспертиз, заключения компетентных органов);
3) товар остался неиспользованным и не подвергался ремонту;
4) возможность идентификации товаров таможенным органом;
5) соблюдение запретов и ограничений, установленных ст. 7 ТК ЕАЭС.
Данные условия должны быть соблюдены в совокупности и при нарушении любого из них в проведении процедуры реэкспорта будет отказано.
В случае обнаружения недостатков вне таможенной зоны декларанту необходимо озаботиться о получении необходимых и достаточных документов, на основании которых товар может быть идентифицирован и подтверждено его сохранение в неизменном состоянии. При этом законодательство исчерпывающего перечня оснований для идентификации товара не содержит. Какие доказательства будут достаточными для доказательства сохранности товара в неизменном виде, в каждом конкретном случае будет решать суд. Поэтому важно при импорте товаров озаботиться об идентификации заранее: лучше всего, если в декларации будут прописаны серийный номер товара, номер партии или другие отличительные признаки, присущие только этому товару.
Некоторые группы товаров не имеют идентификаторов – это овощи, фрукты, насыпные и жидкие товары, которые перевозятся не в индивидуальной упаковке. В связи с этим приемку и осмотр товара, лишенного идентификационных признаков, необходимо проводить в зоне таможенного контроля, на складе временного хранения. Декларант имеет право осматривать, измерять, выполнять грузовые операции с товарами, брать пробы и образцы товаров, знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований и проб декларируемых товаров, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах, а также пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ЕАЭС (ст. 84 ТК ЕАЭС).
Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов
Марина Кобринец, юрист