Географическое расположение Беларуси всегда способствовало повышенному интересу бизнеса к сфере автомобильных перевозок, а также транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедиционные компании за вознаграждение организовывают доставку груза от грузоотправителя грузополучателю, при этом в абсолютном большинстве случаев не принимая непосредственного участия в доставке и перевозке груза. По статистическим данным, объем выручки экспедиторов в 2018 г. составил 10,3 % от объема транспортно-экспедиционных услуг, т.е. фактически десятую часть выручки от данного вида деятельности в стране обеспечили экспедиционные услуги. Причем заказчики перевозки, вступая в договорные отношения именно с экспедиторами, а не с привлеченными в свою очередь последними перевозчиками, зачастую даже не задаются вопросом: несут ли экспедиторы ответственность за сохранность груза, перевозку которого в договоре им поручили заказчики? Кажется, что это само собой разумеется.
Вместе с тем Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон) дает четкий ответ на данный вопрос. В ст. 27 Закона указано, что экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в транспортных (перевозочных) документах или выдачей расписки экспедитора. Кроме того, в случае, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, могут быть ему предъявлены лишь в случае, если договором транспортной экспедиции предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору. Учитывая, что договор перевозки (экспедиции) чаще всего заключается путем направления заявки, заказчики перевозки редко проверяют наличие таких оговорок в договоре, который потом им присылает экспедитор. Право предъявления заказчиком грузоперевозки, грузоотправителем требований непосредственно к перевозчику основывается на нормах законодательства.
Рассмотрим пример из судебной практики.
Пример
ЧП «Экспедитор» и ОАО «Клиент» заключили договор транспортной экспедиции. На основании заявки на перевозку ЧП «Экспедитор» заключило договор перевозки с ООО «Перевозчик». Однако транспортное средство с грузом в пункт назначения не прибыло. Как было установлено, товар утрачен на территории Российской Федерации.
ОАО «Клиент» предъявил требования по возмещению убытков ЧП «Экспедитор».
Отказывая в удовлетворении требований ОАО «Клиент», суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами сложились фактические правоотношения только в части оказания транспортно-экспедиционных услуг, правоотношения по перевозке груза не возникли, поскольку ЧП «Экспедитор» груз в свое ведение не принимало, а из условий договора прямо не следует ответственность экспедитора за несохранность груза.
Суд указал, что пункт договора, на который ссылается заявитель в обоснование своей жалобы, действительно возлагает на исполнителя ответственность за исполнение договора и в случае привлечения третьих лиц. Однако, принимая во внимание возникшие по договору обязательства ЧП «Экспедитор» только по оказанию транспортно-экспедиционных услуг и исполнение договора только в этой части, но не перевозки, возложение ответственности на экспедитора за действия перевозчика в данном случае безосновательны.
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь согласилась с выводами суда первой инстанции, постановление апелляционной инстанции оставила без рассмотрения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Как видим, у перевозчика, выполняющего перевозку по поручению экспедитора, автоматически возникают правоотношения с грузоотправителем и грузополучателем, и ответственность за несохранность груза будет нести именно перевозчик, а не экспедитор, если в договоре транспортной экспедиции стороны не предусмотрели условия, названные в вышеприведенной ст. 27 Закона. Подобные иски следует предъявлять сразу перевозчику.
Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, директор ООО «Экономические споры», председатель третейского суда; Марина Кобринец, юрист