С 8 июля 2021 г. вступили в силу положения ст. 19 новой редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон), которой установлены требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров.
Так, субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъект общественного питания, осуществляющий общественное питание посредством организации сети общественного питания, годовой товарооборот которых составляет 80 000 и более базовых величин (БВ), обязаны обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента, а также к другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет (часть первая п. 1 ст. 19 Закона).
Указанная информация должна содержать в т.ч. (часть пятая п. 1 ст. 19 Закона):
- перечень закупаемых продовольственных товаров;
- сроки поставки товаров;
- порядок поставки товаров (предъявляемые требования к отгрузке товаров получателям, доставке товаров, условиям принятия товаров, их выборки);
- порядок расчетов за поставляемые товары;
- условия одностороннего отказа от исполнения договора, предусматривающего поставки продовольственных товаров.
Поставщик продовольственных товаров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которого составляет 80 000 и более БВ, обязан обеспечивать субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю продовольственными товарами, субъекту общественного питания доступ к информации об условиях отбора контрагента, а также к другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети Интернет (часть первая п. 2 ст. 19 Закона).
Указанная информация должна содержать в т.ч. (часть третья п. 2 ст. 19 Закона):
- перечень поставляемых групп продовольственных товаров;
- сроки поставки товаров;
- порядок поставки товаров (предъявляемые требования к доставке товаров, условиям их отгрузки);
- порядок расчетов за поставляемые товары;
- условия одностороннего отказа от исполнения договора, предусматривающего поставки продовольственных товаров.
Таким образом, с 8 июля 2021 г. субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекты общественного питания, осуществляющие общественное питание посредством организации сети общественного питания, годовой товарооборот которых за 2020 г. составил 80 000 и более БВ, и поставщики продовольственных товаров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которых за 2020 г. составил 80 000 и более БВ, обязаны на своих сайтах в сети Интернет обеспечить контрагентам (потенциальным контрагентам) доступ к конкретной информации об условиях отбора контрагента, а также к другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, содержание и форма представления которой позволи
- поставщику продовольственных товаров – определить потребности субъекта торговли, субъекта общественного питания в продовольственных товарах;
- субъекту торговли, субъекту общественного питания – определить возможности поставщика осуществлять поставки продовольственных товаров;
- информировать предложение по условиям поставок.
Конкретное содержание (перечень и объем) и форма представления указанной информации определяются с учетом норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона и иных нормативных правовых актов, а также обычаев делового оборота или иных обычно предъявляемых требований к заключению договоров поставки продовольственных товаров и специфики (особенностей) проведения субъектом торговли, субъектом общественного питания закупок продовольственных товаров и способов выбора поставщиков продовольственных товаров (осуществления поставщиком поставок продовольственных товаров и выбора покупателей продовольственных товаров).
Если информация, размещенная на сайте субъекта торговли, субъекта общественного питания или поставщика продовольственных товаров в сети Интернет, носит общий характер и не позволяет контрагентам определять потребности субъекта торговли, субъекта общественного питания в товарах или возможности поставщика осуществлять поставки товаров и формировать предложения по условиям поставок, сформулированные в обобщенном виде условия (лучшие ценовые предложения, высокое качество товаров, соответствие действующему законодательству и т.п.) могут вводить контрагентов в заблуждение относительно реальных потребностей субъекта торговли, субъекта общественного питания (возможностей поставщика продовольственных товаров) и создать ситуацию, при которой любое предложение контрагента может быть признано несоответствующим таким условиям.
В таком случае неопределенность информации, размещение которой на сайте субъекта торговли, субъекта общественного питания или поставщика продовольственных товаров в сети Интернет предусмотрено частями первой и пятой п. 1 и частями первой и третьей п. 2 ст. 19 Закона, может приравниваться к ее отсутствию, поскольку исключается сама возможность воспользоваться такой информацией контрагентам в целях заключения договоров поставки.
Обратите внимание! В случае получения запроса о представлении информации, предусмотренной пп. 1 и 2 ст. 19 Закона, такая информация представляется безвозмездно в 14-дневный срок с даты получения такого запроса, независимо от того, что эта информация уже размещена на сайте субъекта торговли, субъекта общественного питания или поставщика продовольственных товаров в сети Интернет.
По информации официального сайта МАРТ