В части содержания жалоба должна соответствовать требованиям, установленным п. 3 ст. 52 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).
1. Иногда заявители в жалобах не указывают, например, наименование, место нахождения, учетный номер плательщика заказчика (организатора), наименование вида процедуры государственной закупки и ее регистрационный номер, присвоенный электронной торговой площадкой, источник финансирования государственной закупки, ссылаясь на то, что данные сведения содержатся на электронной торговой площадке. Однако сведения, содержащиеся на электронной торговой площадке, не являются жалобой. Соответственно при отсутствии необходимых сведений непосредственно в жалобе, она не будет принята к рассмотрению в соответствии с абзацем вторым п. 6 ст. 53 Закона № 419-З.
2. Зачастую заявители не акцентируют внимание на том, кем проводится процедура государственной закупки, и соответственно при подаче жалобы указывают только сведения о заказчике.
Вместе с тем стоит обратить внимание, что в случае проведения процедуры государственной закупки организатором необходимо указывать наименование, место нахождения, учетный номер плательщика организатора.
3. Нередко при подаче жалобы в МАРТ заявители указывают только регистрационный номер процедуры государственной закупки в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками. Вместе с тем необходимо также указывать регистрационный номер, присвоенный электронной торговой площадкой.
Ведь жалоба должна содержать наименование вида процедуры государственной закупки и ее регистрационный номер, присвоенный государственной информационно-аналитической системой, электронной торговой площадкой, указание источника финансирования государственной закупки (часть первая п. 3 ст. 52 Закона № 419-З).
Так, на электронной торговой площадке открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» регистрационный номер состоит из буквенного и цифрового значения, например: AU20210408213698 или RQ20210122023675; на электронной торговой площадке информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» регистрационный номер также состоит из буквенного и цифрового значения, но выглядит так: auc0000323163.
4. Жалоба должна содержать указание на нарушаемые обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки права и законные интересы (абзац пятый части первой п. 3 ст. 52 Закона № 419-З).
При этом имеется в виду нарушение прав и законных интересов непосредственно самого заявителя, а не неопределенного круга лиц или потенциальных участников. Например, в жалобе это может выглядеть так: «Согласно аукционным документам необходимо представить лицензию. Вместе с тем, так как данный вид деятельности не лицензируется, я не могу получить соответствующий документ, что нарушает мое право на участие в процедуре государственной закупки».
Иногда заявитель указывает: «В ходе проведения процедуры государственной закупки нарушены мои права и законные интересы». При этом из содержания жалобы, в т.ч. прилагаемых документов, не представляется возможным установить, в чем конкретно состоит нарушение прав и законных интересов самого заявителя. В этой связи заявитель должен четко сформулировать в чем состоит нарушение его прав и законных интересов. Например, в жалобе это может выглядеть так: «Победителем неправомерно был выбран участник ООО «А», чем нарушено мое право стать участником-победителем процедуры и заключить договор, так как моему предложению присвоен порядковый номер 2 по степени выгодности».
5. Также Законом № 419-З предусмотрена обязанность заявителя указывать конкретные нормы законодательства о государственных закупках, которые нарушены обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями.
Зачастую в жалобе заявляется о нарушении заказчиком (организатором), комиссией и (или) ее членами, оператором электронной торговой площадки ст. 4 Закона № 419-З «Основные цели и принципы в сфере государственных закупок». Вместе с тем ссылка на данную статью не подтверждает нарушение порядка проведения конкретной процедуры государственной закупки.
Заявитель обязан указать конкретную норму Закона № 419-З, которая была нарушена действиями (бездействием) и (или) решением заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора электронной торговой площадки при проведении государственных закупок. При этом при указании нарушенной нормы законодательства о государственных закупках заявитель должен сослаться на конкретный структурный элемент – абзац, часть, пункт, статью Закона № 419-З. Например: «Не отклонив предложение, не соответствующее требованиям аукционных документов, комиссия заказчика нарушила абзац второй п. 4 ст. 42 Закона № 419-З» либо «Установив к участникам требования, не предусмотренные законодательством, заказчик нарушил абзацы второй и третий п. 2 ст. 16 Закона № 419-З».
6. Жалоба должна содержать документы и (или) сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений (абзац шестой части первой п. 3 ст. 52 Закона № 419-З).
Так, на лицо, заявившее о нарушении своих прав и законных интересов в ходе проведения процедуры государственной закупки, возложена императивная обязанность обоснования своих требований и подкрепления их доказательной базой. В случае отсутствия непосредственно документов, подтверждающих обоснованность жалобы, заявитель обязан представить сведения, юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений.
Иногда заявители указывают, что установлены требования, не предусмотренные абзацем вторым п. 2 ст. 16 Закона № 419-З. При этом документы и (или) сведения о том, что в соответствующем отраслевом законодательстве не предусмотрены указанные требования, жалоба не содержит.
Вместе с тем абзац второй п. 2 ст. 16 Закона № 419-З не предусматривает исчерпывающий перечень требований, а дает лишь отсылку на требования, установленные законодательством к юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки.
Таким образом, если, по мнению заявителя, в нарушение абзаца второго п. 2 ст. 16 Закона № 419-З заказчик установил избыточные требования к участникам, в таком случае заявителю необходимо проанализировать отраслевое законодательство (иное законодательство, помимо законодательства о государственных закупках) на предмет отсутствия/наличия в нем требований к лицу, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки.
С учетом такого анализа заявитель должен указать на отсутствие в законодательстве определенных требований, в т.ч. со ссылками на правовые акты, регулирующие соответствующую сферу.
Кроме того, в качестве документов, сведений, юридических фактов, подтверждающих обоснованность требований заявителя, могут быть представлены разъяснения, обращения, запросы и ответы на них в государственные органы (например, по вопросам лицензирования деятельности в области промышленной безопасности – Министерство по чрезвычайным ситуациям; по вопросам установления требований к квалификации, опыту работы специалистов – Министерство труда и социальной защиты и т.д.), в т.ч. пояснения, полученные непосредственно от самого заказчика (организатора).
По информации официального сайта МАРТ