Какие обозначения можно зарегистрировать в качестве товарного знака

24 ноября 2020

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы (п. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон); пп. 4–11 Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 № 1719):

– словесные обозначения включая:

имена собственные (обозначения в виде слов, словосочетаний, сочетаний букв, имеющих словесный характер, предложений);

буквенные (состоящие из букв и не имеющие словесного характера);

цифровые (состоящие из цифр);

сочетания цветов (представленные в виде сочетания двух и более цветов);

изобразительные (в виде изображений живых существ, предметов, природных и иных объектов, фигур любых форм, в т.ч. на плоскости, композиций линий, пятен);

объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку (в виде объектов или фигур в трех измерениях);

– комбинации таких обозначений (комбинация элементов разного характера: словесных, цифровых, буквенных, изобразительных, объемных и др.; обозначения, представляющие собой слова, буквы и (или) цифры в особом графическом или шрифтовом исполнении).

Регистрацию товарных знаков осуществляет ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности». На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

 

Справочно: форма свидетельства на товарный знак утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 12.01.2010 № 2.

 

Ставки патентных пошлин определены в приложении 23 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее – НК). Например, пошлина на регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь и выдачу свидетельства на товарный знак составляет 19 базовых величин. Если в регистрации товарного знака будет отказано, то уплаченная патентная пошлина возвращается, так как юридически значимое действие, за которое уплачена пошлина, не совершалось (п. 5 ст. 298 НК).

 

Статьей 4 Закона предусмотрены абсолютные основания для отказа в регистрации.

 

Справочно: абсолютное основание для отказа в регистрации – это основание, при наличии которого обозначение точно не может быть зарегистрировано.

 

Так, не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

1) не имеющих признаков различия:

– обозначения в виде отдельной буквы или цифры, не имеющие характерного графического исполнения, отдельной линии, простых геометрических фигур, математических знаков, а также их сочетания, не образующие композиций с качественно иным уровнем восприятия, отличным от восприятия отдельных, входящих в них элементов;

– реалистические или схематические изображения товаров, в том числе трехмерных, заявленные на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

– общепринятые сокращения наименований организаций и др.;

2) вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. К ним относятся обозначения, ранее зарегистрированные в качестве товарных знаков и используемые для определенного товара, которые в результате длительного применения в отношении одних и тех же товаров или товаров одного вида различными производителями стали видовыми понятиями;

3) являющихся общепринятыми:

– символами – обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, указанные в перечне товаров в заявке, а также условные обозначения, применяемые в науке и технике

– терминами – лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники;

4) доминирующее положение в которых занимают знаки и (или) указания, используемые для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также времени, места и способа их производства или сбыта:

– общепринятые наименования товаров, заявленные для обозначения этих товаров;

– обозначения категории качества товаров;

– указание свойств товаров (в том числе носящее хвалебный характер);

– указание материала или состава сырья;

– указание веса, объема, цены товаров, даты производства товаров;

– данные из истории создания производства, видовые наименования организаций, адреса производителей товаров и посреднических фирм;

– обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения производителя товара;

5) представляющих собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

 

Обратите внимание! Обозначения, указанные в пп. 1–3, 5 могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения.

 

Ольга Орлова, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.