Рассмотрим, запрещено ли законодательством по договору строительного подряда сторонам самостоятельно изменять сроки выполнения работ за пределами нормативных.
Договорной срок строительных работ может быть продлен с учетом продолжительности действия обстоятельств, препятствующих исполнению договора. При заключении договора стороны определяют условия договора в порядке и пределах, предусмотренных законодательством. Стороны свободны в заключении договора, в частности, они вправе самостоятельно определять, изменять условия договора в части срока выполнения работ.
Изменения и дополнения в договор стороны вносят самостоятельно в соответствии с законодательством путем заключения дополнительного соглашения. Следовательно, срок выполнения строительно-монтажных работ может быть продлен сторонами по их соглашению.
При этом если при заключении договора стороны определяют срок работ с учетом нормативной продолжительности, то запрета на его продление с выходом за пределы нормативных в законе нет.
Приведем пример из практики рассмотрения строительного спора.
Между сторонами был заключен договор строительного подряда. Первоначально в договоре сторонами был согласован срок окончания работ 31.08.2018. Дополнительными соглашениями стороны продлили сроки окончания работ сперва до 30.09.2018, а затем до 31.12.2018.
По заключению государственной строительной экспертизы нормативная продолжительность строительства составляла 10 месяцев. При этом у заказчика имелось разрешение Госстройнадзора на производство строительно-монтажных работ сроком до 19.08.2018.
Генподрядчик обратился в суд с иском об установлении факта ничтожности последнего дополнительного соглашения к договору, как заключенного с нарушением пп. 10, 17, 75 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила).
В обосновании было указано о выходе за пределы как нормативного срока строительства, так и срока, указанного в разрешении Госстройнадзора.
В частности, истцом было отмечено, что согласно п. 17 Правил сроки начала и завершения строительства объекта не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией.
Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для установления факта ничтожности рассматриваемого дополнительного соглашения о продлении срока за пределами нормативного срока строительства и разрешения Госстройнадзора, как сделки, не соответствующей требованиям законодательства.
Решение суда было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, но оставлено в силе.
Суды всех инстанций указали на соблюдение сторонами ст. 391, 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь о свободе договора при подписании дополнительного соглашения о продлении срока окончания работ.
Кроме того, было отмечено о соблюдении сторонами законодательства при заключении договора и их праве изменять его условия, в т.ч. сроки выполнения работ, на основании пп. 71 и 72 Правил.
Также кассационная инстанция отметила, что необходимость наличия у Генподрядчика разрешения на выполнение строительно-монтажных работ относится к условиям исполнения договора строительного подряда, а не его изменения1.
Вывод
Как видно из решения суда, истечение срока разрешения, выданного Госстройнадзором на производство строительно-монтажных работ, не является препятствием для продления сроков завершения работ в договоре. Стороны вправе самостоятельно вносить изменения в договор путем заключения соответствующего дополнительного соглашения.
_________________
1Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 29.07.2020 по делу №43-8/2020/58А/747К.
Сергей Белявский, директор юридической фирмы «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов;
Вощило Дмитрий, юрист