Как принять заместителя, если должность руководителя вакантна, а других заместителей нет

12 июля 2021

Ситуация

Общественное объединение имеет в своем составе организационные структуры (обособленные структурные подразделения, наделенные правами юридического лица, самостоятельно набирающие свой штат). Руководители этих оргструктур принимаются на работу (увольняются) руководителем головной организации. Руководитель одной из подчиненных оргструктур увольняется. Заместителей у него на данный момент нет. Новый руководитель будет принят на эту должность лишь через 2 месяца. В итоге 2 месяца должность руководителя вакантна. Планируется, что после увольнения со своей должности бывший руководитель оргструктуры займет должность заместителя в той же организации.

Как правильно (при уже вакантной на это время должности руководителя оргструктуры) принять на работу заместителя руководителя той жеоргструктуры (т.е. кто именно подписывает трудовой договор с заместителем и издает распоряжение о приеме на работу)?

 

С учетом норм, содержащихся в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК) в настоящее время, при решении вопросов о выполнении работы в случае наличия вакантной должности либо временного отсутствия руководителя организации необходимо руководствоваться следующим.

На заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии (часть восьмая п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).

Следовательно, можно говорить о взаимозаменяемости руководителя и его заместителя в случае отсутствия одного из них, а также при наличии вакансии по должности руководителя (его заместителя).

Так, если в организации отсутствует руководитель (в случае его временного отсутствия либо вакансии), его обязанности исполняет один из заместителей руководителя на основании учредительных документов, приказа о распределении обязанностей между руководителем и его заместителями либо доверенности.

Аналогичный подход применяется в отношении руководителей структурных подразделений и их заместителей.

Кроме того, собственник имущества либо уполномоченный им орган (организация) имеет право в соответствии с учредительным документом и предоставленными ему полномочиями:

– заключить срочный трудовой договор с руководителем, заместителем руководителя и главным бухгалтером организации на период проведения процедур, установленных законодательством и (или) учредительным документом организации для назначения на соответствующую должность служащего (п. 6 части третьей ст. 17 ТК);

– временно перевести другого работника на должность руководителя организации, (п. 1 части первой ст. 32-1ТК);

– поручить выполнение дополнительной работы по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) работнику(-ам) внутри организации (ст. 67 ТК) (за исключением случаев, когда имеется заместитель руководителя организации).

Срочный трудовой договор, предусмотренный п. 6 части третьей ст. 17 ТК, может заключаться как с работником организации (перевод в соответствии со ст. 30 ТК с согласия работника), так и с лицом, не являющимся работником организации (по общему правилу приема на работу).

Таким образом, до увольнения руководителя организации необходимо решить вопрос с назначением, переводом либо установлением совмещения на должность руководителя организации. Исполняющее обязанности руководителя организации лицо вправе будет принять в дальнейшем на должность заместителя руководителя организации уволенного руководителя организации.

Также не исключено принятие решения не об увольнении, а о переводе руководителя организации на должность заместителя руководителя организации, в связи с чем уполномоченному органу (организации) следует принять решение об освобождении руководителя организации от должности (без увольнения) и непосредственно осуществить его перевод на должность заместителя руководителя.

В отношении принятия решения о продолжении трудовых отношений с руководителем организации в должности заместителя обратите внимание на вопрос о заключении контракта (трудового договора).

Заключение контракта, его продление либо заключение нового контракта не может осуществляться от имени одного лица, т.е. когда от лица нанимателя выступает руководитель либо уполномоченное должностное лицо, и в качестве работника то же лицо. В связи с этимдля заключения контракта с заместителем руководителя в качестве работника организации следует делегировать это право (на заключение контракта) другому лицу, например другому работнику (специалисту) организации. Такое делегирование может быть оформлено изданием соответствующего приказа.

Мария Ковалевич, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.