Для разъяснения многочисленных вопросов, возникающих при применении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143), Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь опубликовали совместное письмо от 17.06.2020 № 2-1-10/01270/5-1-25/137 «О применении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Письмо).
Порядок применения пп. 11 и 12 Указа № 143
Напомним, что п. 11 Указа № 143 арендодателям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) рекомендовано предоставлять арендаторам отсрочку по уплате арендной платы, а также уменьшать ее размер с учетом объема их выручки.
При предоставлении такой отсрочки в соответствии с подп. 6.1 п. 6 или п. 11 Указа № 143 днем сдачи арендодателем в аренду недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2020 г., если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. (п. 12 Указа № 143).
Разъяснение: указанные положения применяются при предоставлении отсрочки по уплате арендной платы по двум не связанным между собой основаниям:
• по подп. 6.1 п. 6 Указа № 143, где предусмотрена обязанность организаций предоставлять отсрочку;
• по п. 11 Указа № 143, которым рекомендовано субъектам хозяйствования предоставлять отсрочку.
В Письме подчеркивается, что п. 11 Указа № 143 является самостоятельной нормой и не устанавливает обязанностей для субъектов, его применяющих, соблюдать требования, предусмотренные подп. 6.1 п. 6 Указа № 143.
Возможность предоставления отсрочки арендодателем по уплате арендной платы за недвижимое имущество в соответствии с п. 11 Указа № 143 необходимо рассматривать как гражданско-правовую сделку между двумя сторонами, в ходе которой одна сторона (арендодатель) добровольно предоставляет такую отсрочку другой стороне (арендатору).
При этом обращается внимание, что под субъектами хозяйствования понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, являющийся приложением к Указу № 143. Данный перечень не содержит каких-либо ограничений при определении видов деятельности при применении п. 11 Указа № 143, положения которого, как уже было отмечено выше, являются добровольными и рекомендуемыми к реализации.
Таким образом, если арендодатель в соответствии с рекомендацией по п. 11 Указа № 143 добровольно предоставил отсрочку субъекту хозяйствования, он должен руководствоваться нормой, установленной п. 12 Указа № 143, независимо от того, какие виды деятельности осуществляет арендатор.
Маргарита Полевая, юрист