Как правильно использовать печать?

09 ноября 2021

Ситуация

В локальных актах организации, определяющих внутреннее делопроизводство, осталось указание на использование печати. Вместе с тем организация уже 4 года не использует печать, просто забыли внести изменения в документы.

Рассмотрим, должна ли организация в такой ситуации использовать печать.

 

Субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп. 3.11 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Также печать может не проставляться организациями, которые в соответствии с законодательными актами вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (п. 18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4; далее – Инструкция № 4).

Таким образом, если такая организация не уполномочена использовать гербовую печать, она вправе не проставлять печать на своих документах.

 

Обратите внимание! Печати могут быть трех видов: печать организации, печать структурного подразделения организации, печать, указывающая на ее целевое назначение (для документов и т.п.). Печати организаций подразделяются на гербовые и простые. Гербовые печати применяются организациями, которым право использования печатей с изображением Государственного герба Республики Беларусь предоставлено законодательными актами (п. 62 Инструкции № 4).

 

Вместе с тем для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии.

В рассматриваемом случае проставление печати в документах предусмотрено локальными актами организации, регламентирующими внутренний документооборот. Полагаем, что в этих актах указаны виды документов, на которых должна быть проставлена печать, и перечень должностных лиц, уполномоченных подписывать документы, скрепляемые печатью организации. В таких случаях на основании того, что локальные акты продолжают действовать в организации, печать организации должна стоять на соответствующих документах или документах, подписанных определенными должностными лицами этой организации.

Что касается договоров, заключаемых организацией, то применительно к ним ситуация решается по-другому.

Форму договора определяют нормы ст. 161 и 404 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), которые не предусматривают обязательного проставления оттиска печати на договоре.

Законодательством и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы и др.) и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований (часть четвертая п. 1 ст. 161 ГК). Следовательно, стороны вправе установить для конкретного договора обязательность проставления печати. Если такая договоренность есть, она обязательно должна быть указана в договоре в виде отдельного условия. В таком случае отсутствие печати на договоре считается несоблюдением простой письменной формы сделки.

Маргарита Полевая, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.