В случае наличия надлежащего заявления о праве на преференциальную поправку, но при отсутствии подтверждения соответствующего права в зависимости от вида процедуры государственной закупки комиссия по государственным закупкам (далее – комиссия):
– либо отклоняет предложение;
– либо осуществляет оценку и сравнение предложения такого участника без учета преференциальной поправки.
Так, при проведении открытого и закрытого конкурсов, а также процедуры запроса ценовых предложений предложение участника должно содержать (абзац шестой части первой п. 2 ст. 34, абзац шестой части первой п. 2 ст. 47 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»; далее – Закон № 419-З):
– заявление о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки (ЭТП);
– документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь.
При этом так как преференциальная поправка в данных процедурах применяется для целей оценки и сравнения предложений участников, то, как поясняет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) в своем письме от 16.06.2021 № 14-01-10/1505 К «О применении преференциальной поправки в государственных закупках» (далее – письмо МАРТ № 14-01-10/1505 К), в случае если участником не представлено либо заявление, либо документы, подтверждающие применение преференциальной поправки:
– преференциальная поправка не применяется комиссией по государственным закупкам;
– оценка и сравнение предложений таких участников осуществляются без учета преференциальной поправки.
Неприменение в указанном случае преференциальной поправки к цене предложения, а не отклонение предложения участника обусловлено также и тем, что участнику предоставлено право на применение преференциальной поправки при соблюдении двух указанных условий. Если какое-либо из таких условий участником не выполнено, право на применение преференциальной поправки не может быть реализовано.
Что касается электронного аукциона, то:
– первый раздел предложения должен содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора ЭТП, если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь (абзац третий части второй п. 2 ст. 41 Закона № 419-З);
– второй раздел предложения должен содержать документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, если участник заявил о таком праве (абзац четвертый части четвертой п. 2 ст. 41 Закона № 419-З).
Обратите внимание! При этом заявление участника о применении преференциальной поправки в первом разделе оказывает влияние на начальную цену электронного аукциона, т.е. на цену, начиная с которой участники, допущенные к торгам, вправе делать ставки в ходе торгов. Так, она определяется на основании ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а в случае применения преференциальной поправки определяется также и с учетом размера такой преференциальной поправки. Соответственно как таковые оценка и сравнение предложений при проведении электронного аукциона, как это имеет место в конкурсах и процедурах запроса ценовых предложений, не осуществляется.
При проведении электронного аукциона преференциальная поправка фактически применяется только на основании заявления участника о ее применении в первом разделе предложения, оказывая влияние на начальную цену электронного аукциона. Эта презумпция применения преференциальной поправки только на основании заявления участника означает, что второй раздел такого участника должен содержать документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки.
В связи с этим если, к примеру, во втором разделе предложения участника отсутствуют документы, надлежаще подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то, полагаем, следует вести речь о том, что участник недобросовестно заявил о праве на ее применение. И так как преференциальная поправка была применена (при определении начальной цены) и повлияла на ход торгов, соответственно следует квалифицировать действия такого участника как представление недостоверных сведений (п. 4 ст. 44 Закона № 419-З), в связи с чем его предложение при рассмотрении вторых разделов предложений следует отклонять.
Если же, к примеру, документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, представлены, но не соответствуют установленным требованиям, то в таком случае причиной отклонения предложения выступает абзац второй п. 4 ст. 44 Закона № 419-З, а именно: предложение не отвечает требованиям аукционных документов ко вторым разделам предложений.
По информации официального сайта МАРТ