Как организовать обучение работников в режиме онлайн

17 июля 2020

Наниматель обязан обеспечивать профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников в соответствии с законодательством (ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК). Однако в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией организация учебного процесса в привычном режиме стала затруднительной, учитывая необходимость соблюдения дистанции. В данном случае помочь нанимателю в обеспечении обучения работников могут современные информационные технологии, позволяющие общаться, находясь на дальнем расстоянии. Вместе с тем использование таких технологий в учебном процессе подробно законодательством не урегулировано, но и не противоречит ему. Обучение работника в режиме онлайн организуется в том же порядке, что и обучение в стандартных условиях, но с особенностями, связанными с использованием в учебном процессе информационных технологий.

Основанием возникновения образовательных отношений между работником, нанимателем и организацией, реализующей образовательную программу, является договор (п. 1 ст. 55 Кодекса Республики Беларусь об образовании; далее – КоО). Виды договоров в сфере образования предусмотрены п. 2 ст. 59 КоО. Вид договора в сфере образования, на основании которого осуществляется обучение работника, зависит от образовательной программы, подлежащей освоению работником (переподготовка, повышение квалификации, обучающие курсы и др.).

 

Справочно: договоры в сфере образования заключаются по утвержденным типовым формам (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования» и др.).

 

Типовые формы договоров содержат пункты о дополнительных условиях, включаемых в договор по соглашению сторон. Именно в этих пунктах следует оговорить особенности организации учебного процесса с использованием информационных технологий: виды данных технологий, которые будут использоваться для коммуникации в процессе обучения, их характеристики и т.п.

Направление работника на обучение оформляется приказом (распоряжением, постановлением) нанимателя, который является основанием для расчета и выплаты работнику денежных средств. В приказе (распоряжении, постановлении) отражаются даты обучения с учетом вызова учреждения образования и (или) договора с учреждением образования, времени проезда к месту обучения и обратно, иные обстоятельства (п. 1 Положения о гарантиях при направлении на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.01.2008 № 101; далее – Положение). В частности, в приказе могут быть отражены вопросы, связанные с использованием в учебном процессе информационных технологий: техническое оснащение места расположения обучающегося, способы коммуникации и обмена информацией в процессе обучения и т.д.

Предусмотренные Положением гарантии работникам в связи с обучением (сохранение среднего заработка и др.) зависят в числе прочего от формы получения образования (очной или заочной). Формы получения образования предусмотрены ст. 17 КоО.

Очная форма получения образования предполагает постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых организацией, реализующей образовательные программы.

Заочная форма получения образования предусматривает преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации. В качестве вида заочной формы получения образования предусмотрена дистанционная форма, при которой получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. В связи с этим может возникнуть вопрос: в какой форме в рассматриваемом случае работник считается получающим образование для целей предоставления ему гарантий?

Представляется, что форма получения образования не может определяться исключительно по критерию использования в образовательном процессе информационных технологий. Отнесение формы получения образования к очной или заочной зависит, прежде всего, от степени личной вовлеченности обучающегося во взаимодействие с преподавателем. Информационные технологии в образовательном процессе следует рассматривать прежде всего как средство коммуникации между обучающимся и преподавателем. Но сама такая коммуникация может быть различного характера и продолжительности. Например, если обучающийся и преподаватель обмениваются информацией ежедневно в течение определенного времени в процессе обучения и контроля освоения материала, нельзя рассматривать форму получения образования как заочную только лишь на основании того, что обмен информацией осуществляется по видеосвязи или мессенджерам, а не в помещении учебного кабинета. Заочная форма получения образования имеет место лишь тогда, когда обучающийся осваивает материал преимущественно самостоятельно, а контакты между преподавателем и обучающимся сведены к минимуму независимо от того, осуществляются они посредством личных встреч или по электронной связи.

 

Обратите внимание! Положение не распространяется на прохождение работником обучающих курсов. Направление работника на обучающие курсы и предоставляемые в связи с этим гарантии определяются по договоренности между работником и нанимателем.

 

Освоение содержания образовательных программ осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» (далее – постановление № 954) с учетом особенностей, связанных с использованием в образовательном процессе информационных технологий. Например, при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и стажировки руководящих работников и специалистов обучение осуществляется с соблюдением требований Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением № 954, к срокам обучения, наполняемости учебных групп и т.п. Разница заключается лишь в том, что обучающиеся учебной группы не собираются в аудитории, а во время лекционных и практических занятий находятся в разных местах, получают и передают информацию посредством видеосвязи и (или) других электронных средств быстрой коммуникации в соответствии с условиями договора в сфере образования.

По результатам обучения работнику в зависимости от освоенной образовательной программы выдается документ об образовании или обучении из числа предусмотренных ст. 98-99 КоО (диплом о переподготовке, свидетельство о повышении квалификации, справка об обучении и др.).

Елена Гадлевкая, юрист

Теги: обучение
Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.