Принято считать, что согласно Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) при описании предмета государственной закупки в документах нельзя включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, наименование производителя или поставщика. Но не стоит забывать, что закупки регулирует не только Закон и они могут быть не только государственные, но и проводится за счет собственных средств.
Если организация находится в республиканской собственности или более 25 % ее акций (долей) принадлежат Республике Беларусь, при осуществлении закупок за счет собственных средств она может руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
Постановлением № 229 не запрещено указание в задании на закупку определенных торговых знаков, фирменных наименований, моделей, производителей. В подп. 2.8 п. 2 постановления № 229 указано, что документация о закупке должна содержать сведения о технической характеристике товара, требования к качеству, функциональным характеристикам, размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям организации.
Порядок закупок за счет собственных средств определяется каждой организацией самостоятельно с учетом требований, содержащихся в постановлении № 229, а также иных требований, установленных законодательными актами. Иными словами, в локальном правовом акте, регулирующем закупку товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, организация может предусмотреть условия, при которых разрешена закупка товаров определенных торговых марок, фирменных наименований, моделей, производителей и т.п., а также порядок такой закупки.
При наличии таких условий задание на закупку должно содержать обоснование наличия в конкурсной документации выбора конкретных торговых марок. Такое возможно, когда отсутствует конкретный способ описания требований заказчика к предмету закупки, а также когда такая ссылка обусловлена качественными и иными характеристиками предмета закупки определенной торговой марки, товарного знака и т.п.
Пример из судебной практики
ОАО «Организатор» в информационной системе «Тендеры» было размещено приглашение на закупку компьютерного оборудования.
В задании на закупку указывалась конкретная торговая марка и производитель оборудования. Обоснование было дано в пояснительной записке к решению о закупке и в техническом проекте «Модернизация».
Истцом было предложено аналогичное оборудование другой торговой марки. По итогам конкурса ответчик уведомил истца об отклонении его предложения, как не соответствующего требованиям конкурсной документации.
В своем иске истец ссылался на нарушение ответчиком требований п. 12.19 Положения о закупках ОАО «Организатор», согласно которому при указании на конкретные торговые марки (производителя) предмет закупки должен включать обоснование использования конкретных моделей товара, а также на п. 4 ст. 21 Закона, согласно которому при описании предмета государственной закупки в документах, представляемых для подготовки предложения, заказчик не должен включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, наименование производителя или поставщика.
Решением суда, поддержанным в апелляционном и кассационном порядке, было отказано в удовлетворении иска о признании незаконными действий ОАО «Организатор».
Отказывая истцу в удовлетворении заявленного требования, суд основывался на отсутствии со стороны ответчика нарушений собственного Положения о закупках ОАО «Организатор», а также отсутствии правовых оснований для применения законодательства к спорной процедуре закупки (за счет собственных средств). Кроме того, суд указал на отсутствие нарушения прав и законных интересов истца.
В частности, было указано, что при наличии обоснования выбора конкретной марки не в задании на закупку, а в пояснительной записке к решению о закупке нарушения отсутствуют. Иными словами, при обосновании выбора конкретной марки не в задании на закупку, а в пояснительной записке при условии закупки за счет собственных средств нарушения нет.
В завершение хочется напомнить, что в приложении 1 к постановлению № 229 указан Перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления № 229. Так, например, закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1 000 базовых величин по одной сделке, закупки товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов, закупки коммунальных услуг не регулируются проставлением № 229.
Кроме того, если организация является частной, ее закупки не регулирует ни Закон, ни постановление № 229, т.е. ограничений в выборе производителя нет. Главное ‒ не допускать действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ст. 24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).
Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов
Елена Дорошкевич, юрист