Как изменится взаимодействие взыскателя и должника в исполнительном производстве с 15 июля 2021 года?

06 июля 2021

С 15 июля 2021 г. вступают в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-3 «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З). Рассмотрим самые ключевые изменения, которые повлияют на деятельность субъекта хозяйствования, являющегося взыскателем.

 

Упрощен порядок обращения взыскателя в отдел принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства

Взыскатель уже не должен будет предъявлять исполнительный документ обязательно сначала в банк (или НКФО) для списания задолженности в бесспорном порядке и только потом, если денежных средств нет или недостаточно, обращаться в отдел принудительного исполнения к судебному исполнителю. Теперь взыскатель может сам решить, обращаться в банк (или НКФО) для взыскания в бесспорном порядке либо обратится сразу в соответствующий отдел принудительного исполнения с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

 

Изменен порядок переоценки имущества

Увеличено количество переоценок, проводимых при торгах: вместо одной переоценки будут проводиться четыре переоценки имущества. При этом установлен фиксированный размер переоценки арестованного имущества, составляющий 20 % от первоначальной стоимости и увеличивающийся на 20 % при каждой последующей переоценке (т.е. при четвертой переоценке он составит 80 % от первоначальной стоимости).

 

Уточнен порядок определения победителя торгов

Установлена возможность приобретения имущества участником торгов, который не был победителем, но сделал предпоследнюю ставку, в случае, когда:

‒ либо участник, выигравший торги (электронные торги), не оплачивает стоимость, за которую купил имущество;

‒ либо устанавливается, что он не имел права участвовать в торгах.

Участнику торгов, который сделал предпоследнюю ставку, предлагается приобрести имущество по стоимости и в размере предложенной им ставки.

 

Изменен порядок продления срока добровольного исполнения должником

Сам срок для добровольного исполнения исполнительного документа остался прежним – 7 дней со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства (часть вторая ст. 46 Закона № 439-З).

В связи с изменениями скорректированы условия продления срока для добровольного исполнения исполнительного документа: он может быть продлен 1 раз не более чем на 7 дней при соблюдении в совокупности следующих условий:

‒ ходатайство должника подано до истечения срока для добровольного исполнения;

‒ имеются уважительные причины, из-за которых требования не могут быть исполнены в срок.

Для сравнения: ранее судебный исполнитель мог продлить пропущенный срок, если причины его пропуска признавал уважительными. Теперь должнику вообще нельзя допускать пропуска срока, в этом случае один только факт уважительной причины «не сработает», судебный исполнитель не продлит срок.

 

Появилось новое основание для приостановления исполнительного производства

При обращении должника в суд ему могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения решения. В этом случае судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство. Ранее предоставление должнику рассрочки исполнения являлось основанием прекращения исполнительного производства (часть первая ст. 52 Закона № 439-З).

 

Изменены основания для окончания исполнительного производства

Направление судебным исполнителем исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов после 15 июля 2021 г. исключено из оснований для окончания исполнительного производства. В случае увольнения или иной причины утраты должником зарплаты, иного дохода, приравненного к заработной плате, наниматель должен будет возвратить в 3-дневный срок исполнительный документ и постановление судебного исполнителя в ОПИ с отметкой о произведенных удержаниях и сообщить об увольнении этого должника с работы или о прекращении им соответствующей деятельности. Кроме того, он также должен сообщить сведения о новом месте работы должника и (или) месте получения иных доходов – при наличии таких сведений. Соответственно, в рамках действующего исполнительного производства будут предприниматься дальнейшие действия по взысканию задолженности.

 

Установлены новые основания прекращения исполнительного производства, в частности:

‒ заключение между взыскателем и должником медиативного соглашения;

‒ прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости;

‒ отказ взыскателя от получения имущества, подлежащего передаче взыскателю на основании исполнительного документа;

‒ вступление в силу законодательного акта, устраняющего административную ответственность или противоправность деяния;

‒ освобождение от административного взыскания по решению Президента Республики Беларусь, Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней;

‒ истечение установленного законодательными актами срока давности исполнения исполнительного документа.

Кроме того, законодательными актами также могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения исполнительного производства.

 

Предусмотрено право судебного исполнителя принимать новые меры по обеспечению исполнительного документа

Судебный исполнитель вправе принимать в отношении должника-гражданина (в т.ч. индивидуального предпринимателя) ограничения:

‒ права на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил);

‒ права на охоту.

Ранее вопрос по применению данных мер по обеспечению рассматривал суд.

 

Изменен порядок осуществления исполнительных действий

Исключено ограничение, в соответствии с которым судебный исполнитель совершает исполнительные действия исключительно на территории соответствующей области (г. Минска). В настоящий момент судебный исполнитель сможет осуществлять исполнительные действия в т.ч. на территории иной области (г. Минска). Также исключаются положения о передаче исполнительного производства другому органу принудительного исполнения или судебному исполнителю.

 

 

Анастасия Горбачева, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч»;

Артур Силивончик, помощник адвоката адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч»

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!