Генеральный полис страхования в перевозке и экспедиции: о чем следует помнить?

19 января 2022

В настоящее время страхование грузов при перевозке активно используется перевозчиками и экспедиторами. Заказчик перевозки (собственник груза) может выступать выгодоприобретателем по договору страхования грузов. Таким образом исполнитель перевозки минимизирует свои риски, достигает уменьшения размера возможных убытков вследствие утраты груза, за который он по общему правилу отвечает. Так, при утрате или гибели груза его стоимость будет возмещена не за счет перевозчика (или экспедитора, если груз принят им во владение при перевозке), а за счет страхового возмещения.

Наличие у перевозчика или экспедитора договора страхования для многих заказчиков является одним из обязательных условий при выборе перевозчика или экспедитора.

Исходя из смысла п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) перевозчик/экспедитор имеет право заключить договор страхования в свою пользу или в пользу третьего лица (собственника груза/заказчика перевозок). При наступлении страхового случая, например хищения или иной утраты груза, страховщиком возмещается причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору имущественным интересам.

Статья 831 ГК наделяет страхователя и страховщика правом заключать по взаимному согласию при систематическом страховании разных партий одного товара или грузов на сходных условиях в течение определенного срока один договор страхования – генеральный полис.

Отличительной особенностью генерального полиса по сравнению с обычным страховым полисом является то, что страхуемое имущество, страховая сумма, страховая премия не определяются в генеральном полисе конкретно для каждой партии имущества, а определяются на основе сведений, которые сообщает страхователь страховщику в последующем при необходимости страхования конкретной партии имущества (например, заявка на страхование).

При этом все остальные существенные условия страхования имущества являются неизменными в соответствии с генеральным полисом. Генеральный полис должен содержать все существенные условия договора страхования (ст. 832 ГК).

Договоры страхования профессиональными экспедиторами или перевозчиками могут заключаться в форме генерального полиса страхования на длительный срок, имея целью обеспечить страхование грузов по различным перевозкам в интересах одного или нескольких заказчиков. Это вытекает из ст. 831 ГК.

В случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису предпочтение отдается страховому полису (часть вторая п. 3 ст. 831 ГК).

Заявку на страхование подает страхователь, например экспедитор (перевозчик). Он же вправе формулировать в заявке условия и требования к конкретной перевозке (в т.ч. технического характера).

Страховая организация не имеет правомочий на формирование условий перевозки и требований к транспортному средству (далее – ТС). Она будет вправе лишь учитывать риски при определении размера страхового взноса.

Например, если тип фургона ТС является для страховщика важным аспектом, он должен требовать от страхователя прямо указать это в заявке на страхование партии груза: будет фургон открытым или закрытым, металлическим, брезентовым или каким-либо еще. Если страховщик этого не сделает, то избежать выплаты страхового возмещения он не сможет.

Приведем пример из судебной практики.

На основании заявления ООО «Экспедитор» (страхователь) между ним и ЗАСО «Страховщик» на условиях Правил добровольного страхования грузов заключен договор страхования (Генеральный страховой полис) сроком действия один год в пользу выгодоприобретателя – СООО «Владелец». Объектом страхования согласно условиям Генерального полиса являются имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с утратой (гибелью) или повреждением груза, перевозимого транспортом, в т.ч. наземным; перевозка должна осуществляться в закрытом фургоне (металлическом или брезентовом).

На условиях договора транспортной экспедиции, заключенного ООО «Экспедитор» и СООО «Владелец», и по заявке последнего ООО «Экспедитор» организовало автомобильную перевозку груза по CMR-накладной, определенному по маршруту.

Непосредственным перевозчиком груза было третье лицо.

В обеспечение сохранной перевозки товаров по данному договору перевозки ЗАСО «Cтраховщик» выдан частный страховой полис на условиях Правил страхования организации страховщика.

Из условий частного страхового полиса об объекте страхования, страховых случаях, принятом на страхование имуществе и территории действия усматривается, что данный полис соответствует условиям Генерального полиса. Условий о типе фургона транспортного средства (металлический или брезентовый), в котором должна осуществляться перевозка груза, частный страховой полис не содержал.

Как видно из постановления правоохранительных органов, на участке для остановки транспортных средств неустановленное лицо путем вскрытия тента автомобиля, принадлежащего перевозчику, совершило хищение принадлежащего СООО «Владелец» имущества.

Факт и стоимость похищенного груза подтверждается актом о несохранности груза при автомобильной перевозке, подписанным заинтересованными лицами.

Заявление СООО «Владелец» о выплате страхового возмещения страховщик удовлетворить отказался. В связи с этим собственник груза обратился с иском о взыскании с ЗАСО «Страховщик» страхового возмещения и пени за просрочку выплаты страхового возмещения.

Судебные инстанции признали исковые требования подлежащими удовлетворению в части взыскания суммы страхового возмещения. При этом суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несостоятельности довода ответчика о том, что данное событие не является страховым случаем.

Судебная коллегия по экономическим делам (далее – СКЭД) поддержала выводы нижестоящих судов и при этом указала следующее.

Утверждение страховщика о том, что договор страхования (страховой полис), по которому перевозился груз, не предусматривал перевозку груза в брезентовом фургоне транспортного средства, не согласуется с материалами дела.

Суд отметил, что договор страхования на перевозку партии груза (страховой полис) был оформлен в соответствии с условиями Генерального полиса, предусматривающего перевозку груза в закрытом как металлическом, так и в брезентовом фургоне. Отдельно перевозка только в металлическом фургоне согласована не была. Поэтому, рассматриваемое событие подпадает под страховой случай.[1]

 

Таким образом, утрата груза признается страховым случаем по основанию типа фургона ТС, если страховой полис, выданный страховщиком, не содержит в этой части специальных требований, отличных от генерального полиса.

 

 


[1]Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 08.06.2021 по делу № 237-15/2020 (http://www.court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/edced432afd54b8f.html).

Екатерина Галушкина, юрист юридической фирмы ООО «Экономические споры»

Виктор Полещук, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.