По общему правилу, содержащемуся в ст. 445 и 488 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), при поставке некачественного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
1) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
2) потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
Вместе с тем ст. 447 ГК устанавливает предельные сроки заявления таких претензий. Они связаны с гарантийными сроками на товар. Таким образом, если иное не установлено законодательством или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение гарантийного срока, а если он не установлен – в разумный срок, но не более 2 лет с момента получения товара.
Кроме того, ст. 453 ГК содержит сроки, исчисляемые с момента обнаружения недостатка, по прошествии которых требование о недостатках не может быть заявлено. Согласно данной норме покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о качестве товара в срок, предусмотренный законодательством или договором, а если такой срок не установлен – в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
Понятие критерия разумности в ГК не определено. Вместе с тем такой срок явно не должен исчисляться месяцами или даже годами.
Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области