Ситуация, нередкая для нанимателя: работник отправился в командировку за границу и там получил телесные повреждения. В статье рассказывается, возникает или нет у нанимателя обязанность проводить расследование несчастного случая.
Законодательство четко регламентирует, какие несчастные случаи, произошедшие при выполнении работником служебного задания в командировке, а также во время следования в служебную командировку и обратно, расследуются и учитываются в соответствии с требованиями Правил расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила № 30).
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие при выполнении работником служебного задания в командировке, в результате которого он получил телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную (не менее 1 дня) утрату работником трудоспособности, необходимость его перевода на другую работу либо трудовое увечье. К числу повреждений (травм) относятся в т.ч.:
– отравления;
– тепловые удары;
– ожоги;
– обморожения;
– утопления;
– поражения электрическим током, молнией, излучением;
– телесные повреждения, причиненные другими лицами;
– полученные в результате воздействия насекомых, животных, взрывов, аварий, разрушения зданий и сооружений, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Такое событие признается несчастным случаем на производстве и подлежит расследованию.
На работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки (ст. 92 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Рассмотрим, какие несчастные случаи, произошедшие при следовании к месту служебной командировки и обратно, подпадают под процедуру расследования по Правилам № 30.
1. На транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки). Под транспортом общего пользования следует понимать автобус, поезд, самолет, пароход, маршрутное такси и т.д. Но при этом несчастный случай с работником, направленным в служебную командировку, произошедший при следовании от места жительства до вокзала (места посадки на вышеназванные транспортные средства) и обратно пешком или на транспорте общего пользования, осуществляющего городские перевозки, под действие Правил № 30 не подпадает.
2. На транспорте, предоставленном нанимателем. Такое транспортное средство не обязательно должно находиться в собственности нанимателя (оно может быть арендовано). Работник также может выехать в служебную командировку на транспорте, предоставленном организацией, в которую он командирован. Ключевой момент для квалификации несчастного случая как производственного – наличие поручения полномочного представителя нанимателя или его согласие на следование работника в служебную командировку на вышеназванном транспортном средстве.
3. На личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с договором, заключенным (соглашением) между работником и организацией. Для квалификации несчастного случая как произошедшего на производстве и его расследования и учета в соответствии с требованиями Правил № 30 в этом случае требуются:
– приказ (распоряжение) нанимателя о направлении работника в служебную командировку;
– командировочное удостоверение;
– письменный договор (соглашение) между работником и нанимателем об использовании личного транспортного средства работника в рабочее время в интересах нанимателя.
Несчастный случай, произошедший с работником, самовольно выехавшим к месту командирования (или обратно) на личном транспортном средстве, под действие Правил № 30 не подпадает и не подлежит расследованию и учету в соответствии с их требованиями.
4. На ином, кроме перечисленного выше, транспорте (при следовании от населенного пункта – местонахождения постоянного места работы к населенному пункту – месту служебной командировки и обратно).
5. При следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от вокзала, места высадки из транспортных средств, осуществляющих междугородние перевозки, до места служебной командировки (т.е. организации, куда командирован работник) и от места служебной командировки до вокзала.
Несчастные случаи, произошедшие во всех иных ситуациях, под действие Правил № 30 не подпадают.
Инна Барсук, специалист по охране труда