В каких случаях проводится расследование несчастного случая

06 февраля 2017

Ситуация, нередкая для нанимателя: работник отправился в командировку за границу и там получил телесные повреждения. В статье рассказывается, возникает или нет у нанимателя обязанность проводить расследование несчастного случая.

Законодательство четко регламентирует, какие несчастные случаи, произошедшие при выполнении работником служебного задания в командировке, а также во время следования в служебную командировку и обратно, расследуются и учитываются в соответствии с требованиями Правил расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила № 30).

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие при выполнении работником служебного задания в командировке, в результате которого он получил телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную (не менее 1 дня) утрату работником трудоспособности, необходимость его перевода на другую работу либо трудовое увечье. К числу повреждений (травм) относятся в т.ч.:

– отравления;

– тепловые удары;

– ожоги;

– обморожения;

– утопления;

– поражения электрическим током, молнией, излучением;

– телесные повреждения, причиненные другими лицами;

– полученные в результате воздействия насекомых, животных, взрывов, аварий, разрушения зданий и сооружений, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Такое событие признается несчастным случаем на производстве и подлежит расследованию.

На работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки (ст. 92 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Рассмотрим, какие несчастные случаи, произошедшие при следовании к месту служебной командировки и обратно, подпадают под процедуру расследования по Правилам № 30.

1. На транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки). Под транспортом общего пользования следует понимать автобус, поезд, самолет, пароход, маршрутное такси и т.д. Но при этом несчастный случай с работником, направленным в служебную командировку, произошедший при следовании от места жительства до вокзала (места посадки на вышеназванные транспортные средства) и обратно пешком или на транспорте общего пользования, осуществляющего городские перевозки, под действие Правил № 30 не подпадает.

2. На транспорте, предоставленном нанимателем. Такое транспортное средство не обязательно должно находиться в собственности нанимателя (оно может быть арендовано). Работник также может выехать в служебную командировку на транспорте, предоставленном организацией, в которую он командирован. Ключевой момент для квалификации несчастного случая как производственного – наличие поручения полномочного представителя нанимателя или его согласие на следование работника в служебную командировку на вышеназванном транспортном средстве.

3. На личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с договором, заключенным (соглашением) между работником и организацией. Для квалификации несчастного случая как произошедшего на производстве и его расследования и учета в соответствии с требованиями Правил № 30 в этом случае требуются:

– приказ (распоряжение) нанимателя о направлении работника в служебную командировку;

– командировочное удостоверение;

– письменный договор (соглашение) между работником и нанимателем об использовании личного транспортного средства работника в рабочее время в интересах нанимателя.

Несчастный случай, произошедший с работником, самовольно выехавшим к месту командирования (или обратно) на личном транспортном средстве, под действие Правил № 30 не подпадает и не подлежит расследованию и учету в соответствии с их требованиями.

4. На ином, кроме перечисленного выше, транспорте (при следовании от населенного пункта – местонахождения постоянного места работы к населенному пункту – месту служебной командировки и обратно).

5. При следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от вокзала, места высадки из транспортных средств, осуществляющих междугородние перевозки, до места служебной командировки (т.е. организации, куда командирован работник) и от места служебной командировки до вокзала.

Несчастные случаи, произошедшие во всех иных ситуациях, под действие Правил № 30 не подпадают.

Инна Барсук, специалист по охране труда

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.