При каких условиях председатель товарищества собственников может выполнять функции главного бухгалтера

27 января 2020

Рассмотрим, можно ли председателю товарищества собственников совмещать работу главного бухгалтера или исполнять обязанности на время временного отсутствия главного бухгалтера.

 

Права и обязанности руководителя организации по организации бухгалтерского учета определены в ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон). Так, руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

– создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

– возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;

– передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает следующим требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь) (п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 8 Закона):

– имеет высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стаж работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;

– не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

 

Справочно: главный бухгалтер (за исключением общественно значимой организации) должен иметь (выпуск 1 ЕКСД, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159):

высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» или среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»;

стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 3 лет.

 

Кроме того, руководитель организации обязан:

– организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;

– обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции.

Статьей 67 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК, в редакции до 28.01.2020) предусмотрено, что работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размер доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Установление размеров доплат в коммерческих организациях относится к компетенции нанимателя и определяется локальными правовыми актами.

Таким образом, при наличии у председателя товарищества собственников соответствующего образования и необходимого стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, возможны оба варианта выполнения функций по должности главного бухгалтера.

Денис Владимиров, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!