Основными нормативными документами, регулирующими деятельность в сфере туризма, являются Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» (далее – Закон) и Правила оказания туристических услуг, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064 (далее – постановление № 1064).
Согласно этим документам законодатель все правоотношения, связанные с реализацией туруслуги (туристического путешествия), разделяет на 2 группы в зависимости от того, кому и с какими целями реализуется тур:
1) реализация тура субъекту туристической деятельности;
2) реализация тура участнику (участникам) туристической деятельности.
В первом случае реализация осуществляется как на основании договоров комиссии, так и иных видов гражданско-правовых договоров, не запрещенных законодательством. Во втором – строго на основании договора оказания туристических услуг, типовая форма которого утверждена постановлением № 1064.
Отличием в данных договорах является их предмет. В первом случае реализация тура осуществляется с целью последующей продажи туристу. Во втором – покупателем выступает непосредственно участник туристической деятельности.
Соответственно обязанности и гарантии туроператора, турагента по организации туристического путешествия, предусмотренные названными выше правовыми актами, принадлежат конечному покупателю тура по второму договору. По первому же договору (чаще всего комиссии) предметом является заключение комиссионером по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Таким образом, при направлении в турпоездку за рубеж по сформированной путевке гражданина, по договору оказания туруслуг гражданином или его нанимателем приобретается туристическое путешествие. Указанное прямо вытекает из определения, данного в ст. 1 Закона: участники туристической деятельности – это туристы, экскурсанты, а также имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические услуги для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, юридические лица, физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели.
Обратите внимание! Турпоездка не должна быть связана с осуществлением предпринимательской деятельности. Иными словами, если цель поездки – предпринимательская (служебная командировка и т.п.), такая поездка уже не будет признаваться Законом туристическим путешествием, а лицо, отправившееся в такую поездку, – туристом, на которого распространяются нормы Закона.
Согласно определению, указанному в ст. 1 Закона, туристическое путешествие – это организованное самостоятельно или с помощью субъектов туристической деятельности путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с туристической (не предпринимательской) целью.
Каким образом регулирует Закон направление в служебные командировки работников субъектов туристической деятельности – туроператоров и турагентов? Ответ на данный вопрос тоже содержится в ст. 1 Закона. Так, субъекты туристической индустрии (туроператоры, турагенты) имеют право на осуществление продвижения, реализации туров, сформированных туроператорами. Кроме того, ст. 15 Закона указывает, что продвижение тура включает в себя комплекс мер, направленных на формирование спроса на туристические услуги, в т.ч. посредством участия в специализированных выставках, ярмарках.
Если для осуществления продвижения туров требуется выезд за пределы места пребывания, такая служебная поездка осуществляется работником туроператора (турагента) на основании заключенных нанимателем договоров с соответствующими поставщиками услуг (перевозчик, отель, организатор конференции и т.п.) либо в рамках соответствующих условий гражданско-правового договора, заключенного с другим субъектом туристической деятельности (ст. 14, 16 Закона).
Таким образом, если условия о возможности приобретения туров для нужд продвижения туруслуги, иных нужд в договоре комиссии (ином договоре) не содержатся, то приобретение тура для таких нужд не может быть признано обоснованным.
Мы рекомендовали бы включать в договоры комиссии условия о возможности приобретения туров для собственных нужд комитентом у комиссионера. Такой договор станет смешанным.
Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области