Практика показывает, что если процедура и сроки обжалования решений (постановлений) контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц (в т.ч. налоговых органов) в досудебном (административном) и судебном порядке предельно ясно изложены в Положении № 510 и НК и не вызывают никаких затруднений, то при подаче заявления (жалобы) о признании проверки незаконной возникают некоторые проблемы. Рассмотрим, как быстро и правильно их решить.
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510 и Указ № 510 соответственно).
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Для признания проверки незаконной важно проверить следующие моменты:
1) правильно ли назначена проверка и подпадают ли допущенные проверяющими нарушения под основание признания проверки недействительной;
2) не допущены ли самим «жалобщиком» такие нарушения процедуры, которые приведут к отказу в рассмотрении документов о признании проверки недействительной;
3) соблюдены ли сроки подачи документов.
Рассмотрим каждый пункт подробно.
Основания признания проверки незаконной
Основаниями для признания проверки незаконной служат:
– нарушение установленного порядка назначения проверки;
– необоснованное назначение проверки (п. 22 Указа № 510);
– невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (в журнал производства работ в предусмотренных частью третьей п. 14 Указа № 510 случаях).
Субъект должен быть извещен о проверке не позднее чем за 10 рабочих дней до начала проверки.
Полный текст статьи читайте в журнале "Я - юрисконсульт организации" №9, 2016 г.
Маргарита Послед, юрист