Кто отвечает за упавшие деревья, которые причинили вред третьим лицам?

20 сентября 2019

Один из основополагающих принципов гражданского законодательства гласит, что осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (принцип приоритета общественных интересов). При этом собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Аналогичное правило применяется и в отношении правомерного владельца имущества.

Более того, в некоторых случаях законодатель даже прямо на это указывает. Например, обязанность по содержанию территории реализуется землепользователями за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве. Что же касается земель общего пользования, то обязанности землепользователей по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории несут местные исполнительные и распорядительные органы или уполномоченные ими юридические лица (пп. 4 и 5 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087).

Благоустройство и содержание (эксплуатация) территории включают в себя в т.ч. содержание (эксплуатацию) объектов озеленения, включая технологическое (обрезка растений и т.п.), удаление объектов растительного мира, находящихся в ненадлежащем, в т.ч. аварийном, состоянии.

Таким образом, в случае падения дерева или его части необходимо выяснить, на чьей территории оно произрастало до падения. Установление места произрастания дерева необходимо не только при падении дерева целиком, но и при падении его веток.

Факт фиксации места расположения упавшего дерева (его части) с целью последующего установления надлежащего землепользователя будет важен при возникновении судебного спора.

Вместе с тем напоминаем о наличии специальной процедуры заблаговременного удаления опасных деревьев землепользователем. Так, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями земельных участков, в границах которых растут опасные деревья, либо лица, уполномоченные данными субъектами, чтобы получить заключение о признании дерева опасным, самостоятельно обращаются к уполномоченному местным исполнительным и распорядительным органом юридическому лицу в области озеленения (ст. 37 Закона Республики Беларусь 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»; далее – Закон о растительном мире). В случае отсутствия такого лица следует обращаться к юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. Уполномоченное юридическое лицо в области озеленения или юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство, не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения, в присутствии пользователя земельного участка либо уполномоченного им лица проводят осмотр дерева. При наличии оснований для признания его опасным на месте оформляется заключение. При этом составляется схема расположения опасного дерева и осуществляется его фотосъемка. На фотоматериалах должны быть представлены общий вид дерева и признаки его опасности.

Заключение о признании дерева опасным и схема расположения составляются в 2 экземплярах. Один из них передается пользователю земельного участка либо уполномоченному им лицу, второй с фотоматериалами на бумажном и электронном носителях хранится у выдавшего его лица. Копию заключения и схему расположения опасного дерева в день оформления выдавшее их лицо направляет в местный исполнительный и распорядительный орган.

Местный исполнительный и распорядительный орган принимает одно из следующих решений:

  • о выдаче разрешения на удаление, разрешения на пересадку;
  • об отказе в выдаче разрешения на удаление, разрешения на пересадку.

Заявителю направляется выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа о выдаче разрешения на удаление, разрешения на пересадку (включая требования и условия удаления, пересадки объектов растительного мира) либо об отказе в выдаче разрешения на удаление, разрешения на пересадку с указанием оснований для отказа.

Несоблюдение данного порядка и самовольное удаление объектов растительного мира чревато привлечением виновного к административной ответственности по ст. 15.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также возмещением вреда, причиненного окружающей среде в результате такого удаления, в соответствии со ст. 76 Закона о растительном мире. При этом суммы такого возмещения крайне велики.

 

Справочно: для обрезки разрешение не требуется (ст. 37 Закона о растительном мире).

Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!