Белорусская организация приобрела товар у немецкого партнера. Для перевозки товара из Германии в Беларусь резидент заключил договор организации всей перевозки с экспедиционной компанией «А». В свою очередь она привлекла перевозчика «Б», а он в свою очередь привлек к участию в перевозке организацию «В». Фактически покупателю груз доставил водитель компании «Г». При разгрузке товара вес оказался на 200 кг меньше, чем по документам.
Кто кому должен предъявлять иск? Как между перевозчиками распределяется ответственность?
У получателя груза есть 3 варианта взыскания суммы причиненных убытков с трех возможных должников.
1. Обратиться к «А», с которым у него заключен договор по организации перевозки груза.
2. Обратиться непосредственно к перевозчику груза, указанному в накладной.
3. Обратиться к грузоотправителю – продавцу товара.
1. Уменьшение количества груза произошло в момент перевозки, т.е. имела место несохранная перевозка, которую организовывал экспедитор. Для того чтобы установить, при перевозке каким перевозчиком был частично утрачен груз, следует изучить транспортные документы (в частности, CMR-накладные), которые могут содержать специальные оговорки или отметки, сделанные лицами, участвующими в процессе перевозки.
Претензия по несохранной перевозке или иск могут быть предъявлены непосредственно экспедитору в случае, если экспедитор:
– принял на себя обязанность доставить груз своим транспортом (ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»);
– принял груз в свое ведение и выдал клиенту (заказчику перевозки) один из экспедиторских документов (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»);
– согласовал путем внесения в договор транспортной экспедиции предъявление таких требований непосредственно экспедитору (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
Если экспедитор будет признан судом виновным в нарушении договорных обязанностей и выплатит грузополучателю сумму причиненного ущерба, он вправе обратиться к последующему экспедитору или перевозчику.
2. Право требования к перевозчику вытекает из п. 1 ст. 17 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Право на обращение к перевозчику у получателя груза существует в силу действия норм КДПГ.
При этом варианте следует помнить, что получатель должен принять груз и установить состояние груза в присутствии перевозчика и в достаточно короткие сроки:
– в момент принятия груза (когда речь идет о заметных утратах или повреждениях);
– в течение 7 дней со дня приема груза (не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, когда речь идет о незаметных снаружи утратах или повреждениях) (ст. 30 КДПГ).
Факт обнаруженных повреждений должен быть отражен в транспортном документе (CMR-накладной). В противном случае получатель теряет право на заявление требования о возмещении ущерба, причиненного несохранной перевозкой.
3. Если в момент приемки товара станет ясно, что вина перевозчика никак не доказана (т.е. груз прибыл в исправной таре, печати и пломбы не нарушены, в пути не зафиксированы никакие непредвиденные обстоятельства, перевозчик сделал специальные оговорки в гр. 8 всех экземпляров CMR-накладной), то претензию следует заявлять грузоотправителю (ст. 10, 11 КДПГ).
Таким образом, приведенная ситуация не может быть решена однозначно. Выбор варианта действий и субъекта, к которому будут предъявляться требования, должен осуществляться в зависимости от конкретных обстоятельств, например:
– от наличия или отсутствия сведений недобросовестного поведения перевозчика,
– наличия протокола о нарушении ПДД или иного происшествия,
– правильности и достоверности сделанных участниками перевозки отметок в CMR-накладной и т.п.
При отсутствии подобных документов и сведений подавать требования следует экспедитору, т.е. руководствоваться вариантом 1.
Анна Шинкевич, юрист