Иностранные граждане могут находиться на территории Беларуси в следующих статусах:
1) временно пребывающие – это лица, прибывшие в Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
2) временно проживающие – это лица, получившие разрешение на временное проживание;
3) постоянно проживающие – лица, получившие вид на жительство.
На основании ст. 11 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон № 105-З) постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы вправе заниматься трудовой деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных ст. 19 и 20 Закона № 105-З.
Порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь, в частности:
– Законом Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции»;
– Инструкцией о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 «О порядке выдачи разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства», и др.
Командировка – это поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику командировочные расходы (ст. 91, 95 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК). При этом работником признается лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст. 1 ТК). Это правило в общей мере распространяется как на белорусских работников, так и на работников-иностранцев, состоящих с белорусским нанимателем в трудовых отношениях. Вместе с тем, если в организации трудоустроен иностранный гражданин и его требуется направить в командировку, наниматель учитывает не только требования национального законодательства, но и специальные нормы, предусмотренные международными договорами и соглашениями, в т.ч. визовые требования.
Если иностранный работник зарегистрирован в Республике Беларусь по месту пребывания (временного проживания) и работает у нанимателя на основании спецразрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, в этом случае наниматель может направить его в командировку по общим правилам, предусмотренным для белорусских работников. Аналогичное правило распространяется и на работников-иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь.
Исключение – зарубежные командировки, когда страна, в которую направляют временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь иностранца, – это страна с визовым въездом для него. Не всегда иностранец, живущий в Беларуси по разрешению на временное проживание, может получить такую визу в Беларуси. Например, работник – гражданин Украины, которого белорусский наниматель планирует командировать в США, не может получить визу в Беларуси. Для этого ему нужно выезжать в Украину и там получать въездную визу в США. В остальном особенностей направления иностранных работников в зарубежные командировки нет.
Людмила Шерснева, юрист