Получатель претензии в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии (п. 6 приложения «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь; далее – Приложение; ХПК).
Таким образом, срок рассмотрения претензии и направления ответа на нее составляет:
а) в общем случае: не позднее 1 месяца со дня получения претензии;
б) в порядке исключения: иной срок, установленный законодательством или договором.
При этом стороны вправе предусмотреть в договоре срок рассмотрения претензии и направления ответа на нее как большей, так и меньшей продолжительности, чем установленный п. 6 Приложения. Срок может быть определен в календарных или иных видах дней, например рабочих.
Обратите внимание!
Указание в претензии срока ее рассмотрения и направления ответа менее или более установленного законодательством или договором не имеет юридической силы и не обязывает получателя претензии к направлению ответа на нее в указанный в претензии срок.
Срок рассмотрения претензии и направления ответа является процессуальным, поэтому для его исчисления применяются правила, предусмотренные ст. 135 ХПК:
– срок, определяемый периодом времени, начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало;
– срок, исчисляемый месяцами, заканчивается в соответствующее число последнего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, срок истекает в последний день месяца.
Пример 1
В договоре не предусмотрен срок рассмотрения претензии и направления ответа на нее. Поэтому применяется правило п. 6 Приложения о месячном сроке рассмотрения претензии.
Претензия была получена 08.11.2017. Срок ее рассмотрения и направления ответа начинает течь 09.11.2017 и истекает 08.12.2017;
– датой истечения процессуального срока, определяемого периодом времени, считается дата, которой заканчивается период, в течение которого процессуальное действие должно быть совершено. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Пример 2
В договоре предусмотрено условие о сроке рассмотрения претензии и направления ответа на нее следующего содержания: «Срок направления ответа на претензию составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты ее получения». Поэтому правило п. 6 Приложения о месячном сроке рассмотрения претензии не применяется.
Претензия была получена 08.11.2017. Срок ее рассмотрения и направления ответа начинает течь 09.11.2017 и истекает 29.11.2017.
Мария Жариловская, юрист