По общему правилу доступ к коммерческой тайне предоставляется с согласия ее владельца. Но законодательством определены случаи, когда предоставление доступа к коммерческой тайне организации трансформируется в обязанность. Например, такая информация должна быть представлена по требованию следующих органов (часть вторая ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне»; далее – Закон о коммерческой тайне):
– суда;
– прокурора или его заместителя;
– органов дознания и предварительного следствия;
– органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
– органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
– налоговых и таможенных органов;
– антимонопольных органов.
При этом суд вправе предъявлять такое требование:
1) по находящимся в его производстве уголовным и гражданским делам;
2) делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда;
3) делам об административных правонарушениях;
4) находящимся у него на исполнении исполнительным документам.
Органы дознания и предварительного следствия вправе предъявлять такое требование по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам.
Как видим, затребовать конфиденциальные данные может не каждый государственный орган. Другие государственные органы и лица вправе потребовать доступ к коммерческой тайне, если это предусмотрено законодательными актами.
Обратите внимание!
Требование должно быть оформлено в письменной форме, подписано уполномоченным лицом. Также в нем должны быть указаны цель, правовое основание для ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, и срок их представления (часть четвертая ст. 11 Закона о коммерческой тайне).
Таким образом, получив требование о предоставлении доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации, в первую очередь проверьте:
– вправе ли данный госорган или лицо требовать представление такой информации;
– изложены ли в требовании обязательные сведения.
Если эти условия не соблюдены, то организация вправе отказать в раскрытии коммерческой тайны. Но даже если эти условия соблюдены, но требование адресовано лицу, не являющемуся собственником такой информации, то также можно отказать. Причем в этом случае в отказе можно просто ограничиться представлением информации о владельце этой коммерческой тайны (часть пятая ст. 11 Закона о коммерческой тайне).
При оценке полученного требования следует быть предельно внимательными, так как в случае неправомерного отказа может последовать привлечение к административной ответственности за такие нарушения, как:
– неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления (ст. 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП);
– воспрепятствование проведению проверки, экспертизы (ст. 23.2 КоАП);
– неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4 КоАП).
Ольга Орлова, юрист