Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 151) признан утратившим силу подп. 1.18 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».
Данный подпункт устанавливал запрет на допуск к участию в госзакупках тех субъектов предпринимательской деятельности, которые включены в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр).
Отмена этого требования означает, что с 24 апреля 2019 г. (дата вступления в силу Указа № 151) не надо проверять, находится ли субъект хозяйствования (в т.ч. признанный участником-победителем) в реестре. А участие юридических и физических лиц (в т.ч. ИП) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных:
– подп. 2.1 п. 2 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), которым предусмотрены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок;
– п. 3 ст. 14 Закона, который содержит перечень тех, кто не может быть участником;
– ст. 16 Закона, содержащей список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно недопускаемых к участию в процедурах госзакупок;
– ст. 31 Закона, которая устанавливает условия участия субъектов малого и среднего предпринимательства в гозакупках;
– пп. 11, 12 приложения к Закону, которыми предусмотрены условия приобретения конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя).
А что делать с требованиями к составу участников:
1) если процедура госзакупки на дату вступления в силу Указа № 151 уже начата?
2) при проведении повторной процедуры госзакупки?
Ответы на эти вопросы дал МАРТ Республики Беларусь в своем разъяснении от 11.05.2019 № 14-01-06/1396к «О требованиях к составу участников».
Так, если процедура госзакупки начата до вступления в силу Указа № 151, то такая процедура завершается в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу данного Указа. Вносить изменения в требования к составу участников и проверять, находится ли субъект хозяйствования в реестре, не нужно.
Если процедура госзакупки признана несостоявшейся, то при проведении повторной процедуры требование о запрете участия в процедуре госзакупки субъектов предпринимательской деятельности, включенных в реестр, необходимо исключить. При этом исключение данного требования не является основанием для отмены процедуры госзакупки.
Ольга Орлова, юрист