Какую информацию следует обязательно указать в претензии

04 сентября 2017

Для того чтобы претензионный порядок урегулирования спора был соблюден или претензия могла быть использована при взыскании задолженности в приказном производстве, претензия должна соответствовать установленным законодательством и договором требованиям к ее содержанию.

Общие требования к содержанию претензии установлены приложением «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее – ХПК; приложение к ХПК).

Так, претензия должна содержать следующие обязательные данные (п. 2 приложения к ХПК):

– фамилию, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;

– дату предъявления претензии;

– обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;

– доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

– требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;

– сумму претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

– банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);

– перечень документов, прилагаемых к претензии.

Соответственно при составлении, например, претензии об уплате задолженности в ней следует указать, по какому договору, товарно-транспортным (товарным) накладным и пр. возникла задолженность и в каком размере, в т.ч. привести расчет суммы задолженности и штрафных санкций, а также сослаться на конкретные нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), других актов законодательства, договора, устанавливающих обязанность контрагента исполнить свои обязательства по уплате основного долга, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Несмотря на то что данный перечень является закрытым, исходя из сущности претензионного порядка урегулирования спора как предложения о добровольном урегулировании возникших разногласий, направленного на сохранение деловых партнерских отношений, целесообразно в зависимости от содержания спора включать в претензию и иные необходимые данные, например:

– размер дополнительных расходов, которые должник понесет в случае, если кредитор вынужден будет обратиться в экономический суд (государственная пошлина, оплата юридических услуг и пр.);

– контактные данные работника, ответственного за работу по претензии;

– срок для исполнения обязательства, что, однако, не изменит установленный в законодательстве или договоре срок для ответа на претензию, по истечении которого можно обратиться в суд.

Таким образом, не будет соответствовать законодательству претензия следующего содержания: «По состоянию на 08.06.2017 задолженность Вашей организации перед ООО «Красино» составляет 15 000,00 белорусских рублей. Просим оплатить задолженность до 15.06.2017. В противном случае мы будем вынуждены обратиться в экономический суд».

В соответствии с п. 21 приложения к ХПК в претензии могут указываться предложения:

– о разрешении спора с участием медиатора;

– заключении третейского соглашения;

– назначении примирительной процедуры в случае обращения в суд, рассматривающий экономические дела;

– выборе вида судопроизводства.

Указание в претензии предложения об использовании указанных выше примирительных процедур целесообразно по следующим причинам:

– данный факт может быть учтен судом как действия взыскателя, направленные на досудебное урегулирование спора, и соответственно уменьшены шансы должника на уменьшение неустойки на основании ст. 314 ГК;

– при применении в последующем примирительных процедур сторонами спор может разрешиться без обращения в суд, что сохранит партнерские отношения сторон, а также при обращении в суд с назначением примирительной процедуры уменьшит размер государственной пошлины на 50 % (п. 7 ст. 250 Налогового кодекса Республики Беларусь, часть вторая  п. 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине»).

Также стороны могут предусмотреть в договоре дополнительные обязательные требования к содержанию претензии или изменить указанные в п. 2 приложения к ХПК.

Мария Жариловская, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.