Несмотря на то что ответственности за ненаправление ответа на претензию законодательством не предусмотрено, ответ на нее должен быть отправлен заявителю претензии вне зависимости от того, согласен или нет с заявленными в претензии требованиями ее получатель (п. 6 приложения «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь; далее – ХПК).
Правовыми последствиями ненаправления ответа на претензию являются:
– появление возможности у заявителя претензии взыскать задолженность в порядке приказного производства, так как претензия, полученная и оставленная без ответа, является доказательством того, что заявленное требование признается (не оспаривается) должником, но не исполняется (часть вторая ст. 220 ХПК, п. 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства»). Таким образом, молчание получателя претензии признается согласием с заявленными в претензии требованиями;
– уменьшается вероятность удовлетворения судом ходатайства должника (ответчика) об уменьшении размера неустойки на основании ст. 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), поскольку при решении вопроса об уменьшении неустойки суд может учесть действия сторон, направленные на добровольное досудебное урегулирование спора (часть вторая ст. 314 ГК, подп. 1.11 п. 1 письма Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.02.2011 № 02-38/380 «О применении законодательства»);
– получатель претензии может быть признан лицом, злоупотребляющим своими процессуальными правами и не исполняющим свои процессуальные обязанности согласно абзацу второму части первой ст. 1331 ХПК, правовым последствием чего является право суда взыскать с такого лица судебные расходы вне зависимости от исхода дела.
Мария Жариловская, юрист