Какой судебный порядок выбрать участнику хозяйственного общества, если общество не выполняет свои обязанности в связи с его выходом

07 мартa 2017

Участник ООО принял решение о выходе. Общество фактической деятельности не осуществляет, какая-либо связь с иными участниками отсутствует.

Участник направил обществу заявление о своем выходе. Обычно сам факт получения обществом такого заявления влечет для него обязанность в соответствии с п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации), в 2-месячный срок внести в устав соответствующие изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации. В рассматриваемом нами случае общество не отреагировало на заявление.

В каком судебном порядке следует понудить общество принять решение об изменении состава участников и надлежащим образом его оформить? Ответим на этот вопрос.

Если общество не принимает решения об изменении состава участников и (или) не регистрирует их, то участник, подавший заявление о выходе, продолжает числиться в составе общества, а соответственно и в ЕГР в качестве участника данного общества. Такая ситуация чревата в т.ч. негативными последствиями.

Например, участник, подавший заявление о выходе, полагает, что с момента подачи заявления (или иной даты, установленной им самостоятельно) он свободен по отношению к данному обществу и может участвовать в создании и деятельности других юридических лиц. При обращении в регистрирующий орган для государственной регистрации нового предприятия выясняется, что он является участником «старого» общества, так как свою обязанность по внесению изменений в состав участников «старое» общество не выполнило. И, если оно в настоящий момент находится в процессе ликвидации, данный факт в соответствии с п. 19 Положения о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Еще одно негативное последствие ненадлежащего оформления выхода участника из состава ООО заключается в том, что при поступлении на государственную службу для гражданина есть ограничения права осуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 22 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Казалось бы, самый эффективный способ закреплен в части второй п. 33 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников)» (далее – постановление Пленума ВХС № 20). Так, если в связи с изменением состава участников в 2-месячный срок, установленный частью первой п. 22 Положения о регистрации, ООО (ОДО) не внесло изменения в устав и не представило его для государственной регистрации, то лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате невнесения изменения в устав, непредставления его для государственной регистрации, в т.ч. выбывший (исключенный) участник, наследник гражданина, правопреемник юридического лица, являвшихся участниками ООО (ОДО), вправе обратиться в экономический суд с иском к ООО (ОДО), его участникам о присуждении к исполнению обязанности совершить необходимые действия для внесения изменения в устав и представления его для государственной регистрации изменения состава участников.

Перед участником, если он не юрист, неизбежно возникает вопрос: подавать ли иск об установлении юридического факта или обжаловать действия руководства общества?

Хотим подчеркнуть: факт выхода участника из состава хозяйственного общества не может устанавливаться в порядке, предусмотренном гл. 26 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК). Оценка обстоятельствам, связанным с выходом участника из общества, может быть дана экономическим судом только при разрешении спора о праве (часть седьмая п. 32 постановления Пленума ВХС № 20). Следовательно, при намерении обратиться в суд по делу данной категории участнику надо руководствоваться положениями гл. 23 ХПК и обращаться с иском о понуждении совершить определенные действия.

Хозяйственный суд при рассмотрении такого дела может привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, регистрирующий орган, а также руководителя ООО (ОДО) и других лиц, которые вправе давать обязательные для этого ООО (ОДО) указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (часть третья п. 33 постановления Пленума ВХС № 20). Данной возможностью суд пользуется довольно часто, так как это в значительной степени помогает судье установить обстоятельства рассматриваемого дела.

Решение хозяйственного суда, влекущее внесение изменений в учредительные документы коммерческой организации, не подменяет собой их государственную регистрацию (часть первая п. 33 постановления Пленума ВХС № 20).

В удовлетворении такого иска может быть отказано, если:

• до принятия по делу окончательного судебного постановления изменения в устав внесены и представлены для их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством;

• в составе ООО (ОДО) не осталось участников (часть шестая п. 33 постановления Пленума ВХС № 20).

Обратите внимание!

В зависимости от результата рассмотрения иска и при наличии оснований экономический суд вправе направить сообщение в порядке ст. 9.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях для начала административного процесса по ч. 1 ст. 23.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанной статье. Направление данного сообщения – это право суда, а не обязанность.

Невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 23.64 КоАП).

Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон» Денис Б

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.