Ответ на претензию представляет собой официальную позицию получателя претензии по отношению к заявленным в претензии требованиям.
Основное содержание ответа на претензию в каждом случае индивидуально, однако подчиняется общим правилам, изложенным ниже.
Установлены следующие требования к ответу на претензию (пп. 2, 2-1, 6, 7 приложения «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь):
1) по срокам ответа на претензию – не позднее месяца со дня получения претензии, если иной срок не установлен законодательством или договором;
2) по форме. Ответ на претензию составляется в письменной форме, подписывается получателем претензии или его представителем и направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись;
3) по содержанию. Ответ на претензию составляется в свободной форме и должен содержать:
– фамилию, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
– дату предъявления ответа на претензию;
– сведения о результатах рассмотрения претензии;
– признание (непризнание) предъявленных требований;
– доказательства, подтверждающие позицию получателя претензии;
– контррасчет суммы требования (при его наличии);
– перечень документов, прилагаемых к ответу на претензию;
– при частичном или полном отклонении претензии к ответу прилагаются копии документов, обосновывающие отклонение претензии.
При этом актами законодательства или договором могут быть предусмотрены иные, а также дополнительные требования к ответу на претензию.
Ответ на претензию составляется на фирменном бланке организации в форме письма в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4.
Структурно ответ на претензию состоит из 7 частей:
1) адресная часть (фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения. При этом не запрещено адресовать ответ на претензию лично руководителю организации – заявителю претензии;
2) дата составления ответа на претензию (обычно указывается в регистрационных данных письма (исходящем номере);
3) позиция получателя претензии по заявленным требованиям: признание или непризнание;
4) фактическая и правовая аргументация позиции получателя претензии по заявленным требованиям (обязательно со ссылками на нормы законодательства и условия договора).
Обратите внимание!
Если претензия состояла из нескольких пунктов (было заявлено несколько требований), отвечать нужно также отдельными пунктами (по каждому требованию);
5) краткое резюме позиции получателя претензии по заявленным требованиям, т.е. в одном-двух предложениях излагается, что претензия принимается полностью либо частично отклоняется;
6) приложения;
7) подпись.
Содержание ответа на претензию зависит от того, согласен или нет с требованиями, заявленными в претензии, ее получатель.
Содержание ответа на претензию также имеет важное правовое значение – ответ на претензию может являться:
– одним из доказательств, которые могут быть использованы должником (ответчиком) при заявлении ходатайства об уменьшении неустойки на основании ст. 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
– основанием для взыскания задолженности путем совершения исполнительной надписи нотариуса или в приказном производстве.
Мария Жариловская, юрист