Кредитор, наряду с иными лицами, указанными в ст. 8 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 415-З), вправе подать в экономический суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) своего должника.
Требования, предъявляемые к заявлению Законом № 415-З, для каждой категории подающих его лиц отличаются. Имеются свои особенности и для заявления кредитора.
Так, по общему правилу кредитор вправе обратиться в суд с таким заявлением при наличии в совокупности следующих обстоятельств (оснований) (часть третья ст. 12 Закона № 415-З):
1) наличия достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
2) применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 3 месяцев, либо выявления в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
3) наличия задолженности перед кредитором, подавшим заявление, в размере 100 и более базовых величин, а в случае, когда должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в управлении государственных органов или хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы, – в размере 2 500 и более базовых величин.
Отсутствие хотя бы одного из указанных оснований влечет возвращение заявления (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – постановление Пленума ВС № 7).
Наибольшее затруднение для кредиторов составляет представление документов, достоверно подтверждающих сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер.
Верховный Суд указывает, что в качестве таких документов кредитор может прикладывать: акты судебного исполнителя о невозможности взыскания, приказы и другие документы, возвращенные из банка или небанковской кредитно-финансовой организации без оплаты, справки указанных организаций об отсутствии денежных средств на счете должника, переписку кредитора с должником и иными лицами по вопросу исполнения договорных обязательств и исполнительных документов, другие документы (п. 8 постановления Пленума ВС № 7). Однако однозначно свидетельствовать о неплатежеспособности должника, а также о том, имеет ли она или только приобретает устойчивый характер, могут только данные бухгалтерской отчетности должника (п. 3 Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206; пп. 1–3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»), которые у кредитора на момент подачи в суд заявления, как правило, отсутствуют. В связи с этим кредиторам целесообразно включить в свое заявление ходатайство об истребовании у должника бухгалтерских балансов за 4 квартала, предшествующих дате подачи заявления о банкротстве.
Кредиторам следует иметь ввиду, что подача в суд заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом), содержащего заведомо недостоверные, документально не подтвержденные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, может повлечь административную ответственность по части пятой ст. 12.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), которая предусматривает возможность применения таких мер административного взыскания как предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до пятисот базовых величин.
Также хотелось бы обратить внимание кредиторов на необходимость представления экономическому суду не менее 3 кандидатур управляющих, один из которых может быть назначен для ведения дела (часть пятая ст. 64 Закона № 415-З). Полагаем, что кредитору целесообразно заранее заручиться согласием управляющих на включение их в заявление. Представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих, не соответствующих требованиям законодательных актов, также может привести к административной ответственности по части шестой ст. 12.13. КоАП и применению административных взысканий в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - предупреждения или наложения штрафа в размере до пятисот базовых величин.
Требования к форме и содержанию заявления кредитора установлены ст. 29–33 Закона № 415-З. Если заявление не будет соответствовать таким требованиям, то экономический суд его вернет.
Надежда Газдюк, заместитель директора ОДО «Центр юридических услуг»