Какие требования может заявить поставщик, если покупатель не забрал товар

31 июля 2018

Ситуация

Два юрлица заключили договор поставки. Покупатель произвел предоплату, поставщик подготовил к отправке товар. Однако покупатель товар не забрал. Поставщик неоднократно направлял письма с требованием забрать товар, но ответа от покупателя не было. Через 5 месяцев покупатель прислал письмо с требованием вернуть деньги по причине непоставки ему товара.

Рассмотрим, что в этой ситуации делать поставщику.

 

В изложенной ситуации не совсем понятно, по какой причине покупатель не забрал товар.

Вариант 1: договор поставки предусматривает обязанность покупателя забрать товар со склада поставщика. В этом случае поставщик свои договорные обязанности выполнил (подготовил товар к отправке), а покупатель – нарушил.

Срок, в течение которого покупатель должен забрать товар, указывается либо в договоре, либо в извещении о готовности товара к отгрузке, которое поставщик обязан был направить покупателю. Если такой срок не был определен сторонами, то применяется разумный срок (п. 2 ст. 485 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии – в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров (п. 2 ст. 485 ГК).

Более детальная норма содержится в Положении о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444 (далее – Положение о поставках): в случаях, когда покупатель в нарушение законодательства или договора отказывается принять товар, поставщик вправе потребовать от покупателя возмещения возникших в связи с этим убытков, а также уплаты неустойки, установленной законодательством или договором, и отказаться от исполнения договора (п. 55 Положения о поставках).

В хозяйственной практике довольно часто такие действия поставщика считаются фактическим хранением, и в связи с этим выдвигаются требования о возмещении стоимости складского хранения. Это не всегда верно.

По общему правилу неоплата влечет переход права собственности к покупателю, а передача товара покупателю или транспортной организации (п. 1 ст. 224 ГК). В связи с этим поставщик держит у себя на складе свой же товар, а не товар, принадлежащий покупателю. Поэтому хранения здесь не возникает, а следовательно, и расходов за хранение. Только если договором предусмотрен переход права собственности к покупателю после оплаты товара, тогда можно утверждать, что поставщик все это время нес расходы в связи с хранением не принадлежащего ему товара.

Таким образом, в нашей ситуации поставщик в течение 5 месяцев проявлял добрую волю и предпринимал меры, чтобы передать товар покупателю. Тем не менее у него все равно есть право даже сейчас заявить об отказе от договора поставки и потребовать возмещения убытков и договорной неустойки (если она предусмотрена договором за данное нарушение). Что касается денежных средств, уплаченных за товар, то поставщик обязан их возвратить, поскольку это неосновательное обогащение.

Вариант 2: договор поставки предусматривает обязанность поставщика доставить товар покупателю. В этом случае договорные обязанности нарушил поставщик.

Обязанность поставщика передать товар покупателю считается исполненной в момент (п. 48 Положения о поставках):

– вручения товара покупателю или указанному им лицу (получатель), если договором предусмотрена обязанность поставщика по доставке товара;

– предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара;

– сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если из договора не вытекает обязанность поставщика по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю.

Иные правила могут быть предусмотрены договором.

В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не поставил товар, покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар (п. 3 ст. 457 ГК). Он также вправе потребовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму предварительной оплаты (п. 4 ст. 457 ГК) и законной неустойки в размере 10 % стоимости непоставленного в срок товара (п. 91 Положения о поставках).

Как видим, при любом варианте поставщику придется вернуть сумму предоплаты. А вот остальные требования будут зависеть от договорных условий.

Юлия Кудрявец, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.