При оценке рисков заключения договора с контрагентом особое внимание следует уделить состоянию его расчетов с бюджетом, а именно наличию задолженности:
– по налогам, сборам (пошлинам), пеням (далее – налоги);
– взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – ФСЗН).
Справочно: на официальном сайте:
– МНС Республики Беларусь – размещены сведения о субъектах хозяйствования, имеющих задолженность перед бюджетом (http://www.nalog.gov.by/ru/Information_about_the_business_partner/);
– ФСЗН – размещен список плательщиков обязательных страховых взносов, имеющих наибольшие суммы просроченной задолженности (http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/debitors/).
Наличие задолженности перед бюджетом не только свидетельствует о неблагополучном финансовом положении контрагента, но и несет в себе ряд рисков. Риски эти обусловлены правом налоговых органов и органов ФСЗН на бесспорное взыскание бюджетных платежей, в т.ч. за счет средств дебитора, а также первоочередностью удовлетворения соответствующих денежных требований.
Бесспорное списание со счетов
Налоги
Налог, сбор (пошлина), пеня за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) – организации взыскиваются в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Взносы в ФСЗН
Недоимка с начисленными суммами пеней взыскивается с текущих (расчетных) счетов плательщиков в бесспорном порядке по решению уполномоченного должностного лица органа ФСЗН (п. 19 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
Это означает, что налоговые органы и органы ФСЗН вправе выставлять требования к счетам плательщика – контрагента-дебитора, которые исполняются в первоочередном порядке, в т.ч. и при одновременном выставлении соответствующих требований налоговым органом и (или) органом ФСЗН и субъектом хозяйствования (подп. 2.2, 2.3 п. 2 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359).
Следовательно, взыскание задолженности по налогам и (или) взносам в ФСЗН в бесспорном порядке может привести к неспособности контрагента-дебитора своевременно рассчитаться по иным обязательствам, в т.ч. по заключенным хозяйственным договорам.
Исполнительное производство
Требования по уплате сумм в республиканский и местные бюджеты, а также в бюджеты государственных внебюджетных фондов удовлетворяются судебным исполнителем во вторую очередь, в то время как все остальные требования по хозяйственным договорам – в третью и четвертую (часть первая ст. 122 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»).
Следовательно, при взыскании задолженности в порядке исполнительного производства при наличии у контрагента-дебитора долга перед бюджетом скорость получения денежных средств организацией-кредитором не будет высока.
Таким образом, потенциальные риски организации-кредитора в данном случае обусловлены приоритетной очередностью удовлетворения требований перед бюджетом.
Подробнее о последствиях сделок с неблагонадежными контрагентами читайте здесь.
Мария Жариловская, юрист