Риски использования в рекламе фото и изображений граждан без их согласия могут быть следующими:
1. Гражданско-правовые риски.
Законодателем определен перечень гражданско-правовых санкций за незаконное использование фотографии или изображения гражданина без его согласия.
Гражданин вправе требовать в гражданском судебном процессе:
– прекращения действий, нарушающих авторство (к примеру, распространение рекламы для публики), и восстановления положения, которое объективно существовало до нарушения прав. В частности, на основании судебного решения носители могут быть изъяты из оборота и уничтожены без какой-либо компенсации. Таким образом, все расходы организации-рекламодателя на создание рекламы могут не только превратиться в убыток, но и не быть принятыми налоговыми органами в качестве уменьшающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль;
– компенсацию морального вреда. Лица, права и интересы которых нарушены в результате производства и (или) размещения (распространения) ненадлежащей рекламы, вправе в установленном законодательством порядке обратиться в суд с исками, в т.ч. с исками о материальном возмещении морального вреда (часть вторая ст. 31 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).
2. Административно-правовые риски.
Юридическое лицо, нарушившее авторское право при выпуске рекламы, может быть привлечено и к административной ответственности, если в действиях организации-рекламораспространителя, рекламопроизводителя либо их должностных лиц усматриваются признаки административного правонарушения.
Так, за незаконное использование объектов авторского права предусмотрена следующая ответственность (ст. 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях):
– штраф от 30 до 50 базовых величин (БВ) с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации;
– на индивидуального предпринимателя – штраф до 100 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации;
– на юридическое лицо – штраф от 100 до 300 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.
3. Репутационные риски.
Помимо финансовых потерь в административном и гражданско-правовом процессах компании-рекламодателю может быть нанесен серьезный урон деловой репутации. Если подобный спор о недобросовестности получит широкую публичную огласку, компания может потерять потенциальных и существующих клиентов и контрагентов.
Примерный образец согласия гражданина на использование изображения смотрите здесь: https://www.jurk.by/izdaniya/ya-spok/ispolzovanie-foto-i-izobrazhenii-lyudei-_0000000.
Людмила Шерснева, юрист